Лабораторная работа № 1 Определение видов растений и животных (местного региона)
с определителят
Цель работы: научиться распознавать по отличительным признакам виды
растений и животных (по определителям).
Оборудование: гербарные материалы растений, фото- или видеоматериалы
о растениях и животных, характерных для вашей местности; школьный опреде-
литель растений и животных.
Ход работы (РАСТЕНИЕ ЛЮБОЕ)
1. Рассмотрите предложенные экземпляры живых организмов.
2. Исходя из особенностей строения, определите крупные систематические
категории от царства до класса.
3. Используя определитель, рассмотрите представленные виды, относящие-
ся к данному классу. Постарайтесь выяснить характерные, видимые внешне осо-
бенности каждого порядка либо семейства (для растений) и каждого отряда (для
животных).
4. Рассмотрите более мелкие особенности представленных организмов. Для
растений тип листьев, их расположение, тип стебля, строение цветка, количе-
ство его частей, тип соцветия и плода, если таковые имеются. Для животных
особенности строения черепа, конечностей, характерных органов передвижения
и захвата пищи, их расположение и т. д.
5. Соотнеся результаты пунктов 3 и 4, постарайтесь выяснить, к какой
систематической группе (порядок, отряд, семейство) относится данный вид.
6. Определите, к какому роду и виду относятся рассматриваемые виды, ис-
пользуя дихотомический ключ, если таковой имеется. Если дихотомический
ключ отсутствует, постарайтесь установить видовую и родовую принадлежность,
сопоставляя исследуемые виды с изображением таковых в определителе.
Для начала предлагаю рассмотреть предложенные экземпляры живых организмов. Обратите внимание на их особенности строения. Теперь давайте определим крупные систематические категории, начиная от царства и до класса, исходя из этих особенностей.
Затем воспользуемся определителем, чтобы рассмотреть представленные виды, относящиеся к данному классу. Постарайтесь выявить характерные, видимые внешние особенности каждого порядка либо семейства для растений и каждого отряда для животных.
Следующий шаг - рассмотреть более мелкие особенности представленных организмов. Для растений обратите внимание на тип листьев, их расположение, тип стебля, строение цветка, количество его частей, тип соцветия и плода, если таковые имеются. Для животных обратите внимание на особенности строения черепа, конечностей, характерных органов передвижения и захвата пищи, их расположение и т.д.
Далее соотнеся результаты из пунктов 3 и 4, попробуйте определить, к какой систематической группе (порядок, отряд, семейство) относится данный вид.
На последнем шаге определите, к какому роду и виду относятся рассматриваемые виды, используя дихотомический ключ, если таковой имеется. Если дихотомический ключ отсутствует, постарайтесь установить видовую и родовую принадлежность, сопоставляя исследуемые виды с изображением таковых в определителе.
Таким образом, путем последовательного анализа характерных признаков, мы сможем определить виды растений и животных местного региона. Эта лабораторная работа позволяет нам развить наблюдательность, критическое мышление и навыки классификации организмов.