ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Передвижение воды и минеральных веществ по растению
Цель: изучить процесс транспорта воды и минеральных веществ порастительному организму.
Оборудование и материалы: ветки липы(или другого растения),простоявшие 2-4 суток в воде.
Теоретические сведения
Корни, поглощая воду из почвы, вместе с ней постоянно привносят в организм растворённые минеральные соли. Поступив с водой в растение, соли не испаряются, а остаются в нём.
Передвижение воды с растворёнными в ней минеральными веществами
растении идёт по сосудам древесины в восходящем направлении: снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волосков внизу и от интенсивности испарения наверху.
Восходящий ток воды объединяет все органы растения в единое целое.
Помимо этого он необходим для нормального водоснабжения всех клеток.
Особенно он важен для осуществления процесса фотосинтеза в листьях.
Ход работы
I. Выполните задания.
1. Рассмотрите поперечный срез стебля ивы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
До После
20
2. Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Установите, какой слой стебля окрасился.
3. Зарисуйте срез стебля, подпишите окрашенный слой.
Запишите общий вывод по цели и ответьте на вопросы:
В каком направлении перемещается вода и минеральные вещества по стеблю?
По какому слою стебля проходит транспорт воды и минеральных веществ?
В чем особенность строения клеток, по которым передвигаются вода и минеральные вещества?
• безвозвратную (смена постоянного места жительства) ,
• временную (переселение на ограниченный срок) ,
• сезонную (перемещение в определенные периоды года) .
2,Миграция (латинское migratio, от migro — перехожу, переселяюсь) - перемещение, переселение.
3,Причин миграция населения может быть несколько:
неблагоприятная экономическая обстановка в стране: инфляция, массовая безработица, экономический кризис и др. ;
гражданские войны,
экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.
Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, связанная с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т. е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить ПМЖ в развитой стране и т. д.
1 — ламинария японская;
2 — ундария перистонадрезная;
3 — филофора жилковатаяСреди растений есть такие, тело которых не имеет отдельных органов (от греч. органон — "орудие", "инструмент"). К ним принадлежат, например, водоросли (рис. 9). Растение, тело которого образовано различными органами (прежде всего стеблями с листьями), называют высшими растениями или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения. Органэто часть организма растения, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение.Органы растений. У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения. Органы растения, выполняющие функции питания, роста и обмена веществ с окружающей средой, называют вегетативными (от лат. вегетабилис - "растительный"). Все вместе они образуют вегетативное тело растения.Рис. 10. Вегетативное тело растенияВысшие растения имеют два важных органа — корень и побег, с которых растение осваивает две разные среды — почвенную и воздушную (рис. 10), извлекая из них необходимые для жизни вещества. Корень и побег — главные вегетативные органы растения.Общее строение растения можно выразить схемой (см. ниже).