Лабораторная работа № 6 Исследование форменных элементов крови различных организмов Цель работы: исследовать особенности строения форменных элемен- пов крови различных организмов по готовым микропрепаратам. Оборудование и материалы: микроскоп, готовые микропрепараты крови человека, лягушки, птиц, ламы или верблюда, лошади; если гото- вых микропрепаратов нет, то их изображение на любых носителях. Ход работы 1. Если есть, рассмотрите готовые микропрепараты с ми- кроскопа. Все ли клетки крови видны на микропрепаратах? 2. Если готовых микропрепаратов нет, то рассмотрите клетки крови различных организмов на рисунках. Письменно ответьте на следующие вопросы-задания: — Рассмотрите клетки крови, определите их форму и цвет. Каких кле- ток визуально больше всего? Каковы размеры клеток относительно друг друга? Сравните с опи- санием в учебнике, — Рассмотрите эритроциты. У каких организмов они имеют ядра? - Рассмотрите лейкоциты разных организмов. Видите ли вы отличия? Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты- Кровь Кровь Кровь лошади человека лягушки
Значимость изучения зоологии в глазах учащихся повысится, если учитель сообщит некоторые сведения из области бионики.При изучении каждого типа животных и каждого класса позвоночных можно показать совершенство строения организмов с точки зрения техники.Несомненно значение зоологии в предотвращении эпидемий и разоблачении связанных с ними суеверий.В мировоззренческом отношении весьма важно дать яркое представление учащимся о роли животного мира в природе и значении зоологических знаний для народного хозяйства, развития техники и в жизни каждого человека.Последняя тема Развитие животного мира на Земле подводит итог курсу зоологии.Количество часов позволяет кратко сказать об искусственном и естественном отборе, относительном характере при и ее историческом возникновении.Устанавливается параллельность развития животного и растительного мира.Целесообразно было бы в конце курса зоологии иметь объединенную тему Развитие растительного и животного мира.Практика некоторых школ показала, что такое изучение плодотворно, поскольку позволяет сделать общебиологические выводы Зоология изучается во втором полугодии VI класса и в VII классе, что позволяет весной дать задания на лето по наблюдению за насекомыми и сбору биологических коллекций.Результаты сборов и наблюдений используются на уроках осенью.По содержанию курс зоологии отличается от курса ботаники тем, что он построен на изучении отдельных типичных животных без предварительного ознакомления со строением и физиологией животного организма.И это естественно, потому что общее понятие об организме и его жизненных функциях уча. щиеся получили в курсе ботаники V класса, в теме Основные группы растений в VI классе они подведены к пониманию систематики и филогении
Всилу специфики своего предмета биология традиционно имела отношение к проблемам жизнедеятельности человека – его здоровью, питанию, выбору оптимальных условий жизнепроживания. помимо непосредственно утилитарного смысла биологическое знание доставляет радость причастности к многоликому миру живого, раздвигает этим ощущением причастности горизонты повседневности, способствует развитию нравственного чувства и эстетического вкуса. узнавание “своего другого” в живых существах “дикой” природы смягчает душу, наводит на размышление о жизни и смерти, о бренности и вместе с тем вечности бытия. иными словами, целый ряд непременных мироощущений, мировосприятия человека связан с отношением к живой природе. гуманистический строй мировоззрения во все времена был неразрывен с осознанием принадлежности человека ко всему живому. как отмечал альберт швейцер, через это осознание лежит дорога к космосу, к восприятию универсума и формированию жизне и оптимистичного мировоззрения. как воздействует современная ситуация в науке и в мире в целом на эти давние связи биологии с гуманизмом? какова роль философии в анализе этой связи? обсуждение этих вопросов злободневно уже потому, что проводится в широких кругах мировой общественности, включено в современную борьбу философских идей. биология вносит важный вклад в обоснование практического гуманизма, идеи гуманизма, как никогда прежде, воздействуют на формирование научно-исследовательских программ биологии, разработка которых повышает эвристическую ценность биологического знания в современной культуре. социальная роль биологии определяется не только ее непосредственными в производство (биотехнология, генетическая инженерия, бионика) , но и теми преобразованиями структуры и содержания биологического знания, которые обусловлены его прогрессирующей гуманизацией.