Лабораторная работа «Определение видов растений» Цель: определение видов растений с определителя
Оборудование: рисунки, дополнительный материал
Ход работы:
- Изучение особенностей данного растения (листья, корни, цветы, плоды)
- Определение типа с использованием определителя (дополнительный материал)
Растение № 1 Растение № 2
Растение № 3
Результат
№
Наименование растений
Особенности строения растений
1
2
3
Ключ для определения видов Ranunculus
1. Листья рассеченные или глубоко надрезанные на 5 долей …………………………………………….2
Листья иные ………………………………………………..…………………………………………...6
2. Доли стеблевых листьев узкие (ланцетные или линейные), по краю гладкие ………..………………3
Признаки иные ……………………………………………………10
3. Прикорневые листья округло-почковидные, в диаметре не более 5 см, доли прикорневых листьев, если имеются, широко-ромбические (узкими не бывают) – R. auricumus L. Сухие луга, обочины дорог, лесные полянки. Часто.
Прикорневые листья иные, доли их узкие ланцетные или линейные…………………...…..…4
4. Цветоножки бороздчатые, стебли оттопыренно-волосистые - R. polyanthemus L. Сухие и нормально увлажненные луга, опушки леса, обочины дорог. Часто.
Цветоножки не бороздчатые, стебли не оттопыренно- волосистые – R. acris L. Луга всех типов, кроме травяных болот, обочины дорог, опушки лесов, кустарники. Часто.
5. Прикорневые листья округло-почковидные в диаметре около 10 см, чашелистики снизу опушенные, носик плодов хорошо развит, цветоножки бороздчатые, плодики опушенные. – R. cassubicus L. Хвойно-широколиственные и широколиственные леса, кустарники. Часто.
-Все перечисленные признаки иные. – R. sclerathus L.
6. Доли стеблевых листьев широкие явно зубчатые………………………………………………….7
- Доли стеблевых листьев не широкие, по краю не зубчатые8
7. Листья тройчато-сложные, плоды голые, цветоножки бороздчатые, стебли не оттопыренно-волосистые. – R. repens L. Cухие луга, поляны, травяные болота, берега осушительных канав, ивняки. Часто.
- Листья не сложные, хотя тройчато-надрезанные, плоды не голые, цветоножки не бороздчатые, стебли оттопыренно- волосистые. – R. borealis Trautv. Хвойные и хвойно- широколиственные леса. Не редко.
8. Все листья цельные …………………………………………………………………………………….9
- Листья иные ……………………………………………………………………………………………11
9. Стебли ползучие (распростертые и в узлах укореняющиеся), чашелистиков меньше пяти, носик плодов хорошо развит, цветоножки бороздчатые, чашелистики снизу голые. – R. reptans L. По дну осушительных канав, ручьев, берегам прудов. Не часто.
- Стебли не ползучие, чашелистиков не менее пяти, носик плодов не развит, цветоножки не бороздчатые, чашелистики снизу опушены ………………………………………………………………10
10.Плоды голые, цветки мелкие до 15 мм в диаметре, стебли голые, доли стеблевых листьев по краю зубчатые. –
R. flammula L. Сухие заболоченные луга, травяные болота, сырые кустарники. Не часто.
- Плоды не голые, цветки крупные более 15 мм в диаметре, стебли оттопыренно-волосистые, доли стеблевых листьев по краю гладкие. – R. lingua L. Сырые луга по берегам рек, ручьев, старых канав. Не часто.
11.Растения однолетние, стебли в основании без клубневидного утолщения, плоды с шипиками, чашелистики во время цветения вниз не отогнутые и к цветоножке не прижатые, доли стеблевых листьев по краю явно гладкие. – R. arvensis L. На полях сорное. Не редко.
- Растения многолетние, стебли в основании с клубневидными утолщениями, плоды без шипиков, чашелистики во время цветения вниз отогнутые, доли стеблевых листьев по краю не гладкие. – R. bulbosus L. Сухие луга на песчаной и супесчаной почве, обочины шоссе. Не редко.
Попробуй просто дополнить оригинал подробностями
«… Быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку», – такими словами заканчивается рассказ А. Грина «Зеленая лампа». В этих фразах заключается итог жизней двух центральных героев произведения.
А все началось восемь лет назад, когда зимой 1920 года на углу Пикадилли богач Стильтон и его друг увидели умирающего от голода молодого человека. Это был Джон Ив. И тогда же у Стильтона родилась идея, что можно сделать с этим несчастным человеком. Правда, Ив не казался богачу несчастным, он был для него просто вещью, с которой можно поиграть, ничего не стоящей жизнью, которой можно манипулировать.
Злая шутка заключалась в том, чтобы Ив снял себе квартиру на дарованные ему десять фунтов. Каждый вечер, никуда не выходя и ни кого не принимая, он должен был зажигать у окна зеленую лампу. Для чего это было нужно, Стильтон не объяснил. Но заметил, однако, что когда-нибудь к Джону придут люди, которые сделают его «состоятельным человеком».
На этом герои расстались. Ив безупречно выполнял поручение. И, между тем, прочел все имеющиеся в квартире книги. Особенно его привлекла анатомия. Джон стал посещать библиотеку и готовиться к экзаменам в медицинский колледж. В итоге он добился своей цели и стал доктором.
Но об этом мы узнаем не сразу. Все разъясняется восемь лет спустя, когда в больницу для бедных привезли старика, который был «грязный, скверно одетый… с истощенным лицом». Этим человеком оказался Стильтон. Как выяснилось, богач разорился: «несколько крупных проигрышей… паника на бирже», и вот уже три года, как он стал нищим. Да, он совсем не тот, каким мы видели его в начале рассказа. Грин так пишет о нем: «Стильтон в сорок лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в двадцать миллионов фунтов».
И вот теперь этот герой превратился в ничто, а Ив нашел себе место в жизни, хотя сначала скитался по улицам и искал работу. Но свет зеленой лампы озарил ему дорогу в жизни. Действительно, у Ива появилась надежда, что он еще может обрести себя, но для этого надо много трудиться. Что он и делал, когда прибывал в той самой квартире и ежедневно включал зеленую лампу. А Стильтон-то думал, что его шутка удалась. Ему было интересно, что произойдет с Джоном в этом заточении.
Но на самом деле в заточении находился Стильтон, так как жизнь, с ее однообразными днями и ночами, проведенными без смысла, стала казаться ему пресной. К чему было ему, состоятельному человеку, стремиться? Для чего жить? Гораздо легче не жить, а прожигать жизнь! Мы видим, к чему это привело.
Любопытно то, что контрастны друг другу не только образы Стильтона и Джона Ива, не только две части рассказа, которые композиционно выражают идею произведения. Противопоставлены и такие, казалось бы, неприметные, но важные образы-символы, как лампа и спичка.
Дело в том, что зеленый свет лампы как бы освещает жизненный путь Джона Ива, тогда как Стильтону могла бы понадобиться лишь спичка. Последние слова рассказа, принадлежащие Джону Иву и обращенные к Стильтону, следующие: «… спускаясь по темной лестнице, зажигайте… Хотя бы спичку».
Надо сказать, что финал произведения А. Грина является жизнеутверждающим. Рассказ учит нас оставаться людьми, несмотря на разные, порой очень тяжелые, жизненные ситуации. Рассказ учит нас не отчаиваться, работать для того, чтобы достичь цели.
Джон Ив в этом случае – пример для подражания. И последние слова в диалоге с больным и бес стариком Стильтоном тому подтверждение. Несмотря на издевательскую шутку богача, Ив готов дать ему возможность работать.
Таким образом, читатель понимает, что для Стильтона не все еще кончилось в этом мире. У него, как и у Ива много лет назад, появился шанс начать новую жизнь. Главное - не упустить этой возможности.
Грин не уточняет, что же было дальше с героями рассказа. Да и надо ли это делать? Писатель предлагает поразмышлять, что могло стать со Стильтоном. И в этом заключен философский смысл финала: каждый выбирает свой путь, а, имея шанс, выбирает, воспользоваться им или нет. Вся дальнейшая жизнь в руках самого Стильтона.
Ив же, пройдя через жизненные испытания, не потерял то человеческое, что дается нам от рождения. И финал рассказа «Зеленая лампа» - тому подтверждение!
1. Как питаются и размножаются водоросли?
Питание водорослей в основном автотрофное, при хлорофилла и других пигментов. Но есть водоросли, которые в процессе эволюции утратили пигмент и перешли в гетеротрофному типу питания. Водоросли размножаются половым т бесполым путем. Бесполое размножение осуществляется специальным клетками - спорами и зооспорами, которые образуются из вегетативных клеток. Споры неподвижны, а зооспоры могут передвигаться при жгутиков. Вегетативное размножение может осуществляться путем деления клетки надвое или частями слоевища. В основе полового размножения лежит слияние двух половых клеток – гамет. При половом размножении потомство наследует признаки обеих родительских особей ив результате этого обладает новым сочетанием признаков, что увеличивает его шансы на выживание.
2. Когда водоросли размножаются бесполым путем?
Бесполым водоросли размножаются при благоприятных условиях. При ухудшении условий существования они приступают к половому размножению.
3. Где встречаются бурые водоросли?
Бурые водоросли распространены в морях и океанах всего мира, преимущественно в прибрежных мелководьях, но также вдали от берегов, например в Саргассовом море. Некоторые глубоководные виды встречаются на глубине 180-200 м.
4. Охарактеризуйте особенности строения бурых водорослей.
Бурые водоросли могут иметь различные размеры, от микроскопических до 30-50 м в длину (например ламинария). Тело бурых водорослей разделено на части, внешне похожие на вегетативные органы высших растений: ризоиды (напоминают корни растений), ствол и листовые пластинки.
5. Какова роль бурых водорослей в природе?
Бурые водоросли – один из основных источников органического вещества в прибрежной зоне. На слоевищах и особенно между ризоидами поселяется множество мелких животных - полипов, червей, моллюсков, ракообразных. Многие рыбы откладывают на слоевища таких водорослей икринки. Отмирающие водоросли образуют детрит.
6. Каковы отличия красных водорослей от бурых?
Красные и бурые водоросли отличаются друг от друга набором пигментов, что приводит к отличиям в местах их обитания. Красные водоросли, помимо хлорофилла и каротиноидов, содержат красные пигменты – фикоэритрины, а также синий пигмент – фикоцианы. Соотношение этих пигментов даёт специфическую окраску – от малиново-красной до голубовато-стальной. Запасающим веществом у красных водорослей является багрянковый крахмал. Для бурых водорослей характерна бурая окраска слоевища, от оливково-желтой до темно-бурой, что обусловлено сочетанием хлорофилла и каротиноидов.
7. Сделайте сообщение о роли красных водорослей в природе и жизни человека.
Практическое значение багрянок для человека велико. Их используют в качестве лекарственных средств: водоросль хондрус употребляют при заболевании дыхательных путей. Многие виды водорослей используются в пищу в Японии, Китае, Индии, Англии, Ирландии, Норвегии, России и других странах. Так, некоторые виды багряных водорослей употребляются в пищу под собирательным названием морского салата. Широко известна морская капуста из ламинарии.
Из красных водорослей добывается агар-агар, йод и бром, а также калийные соли. Водоросли богаты витаминами. Из ламинарий и других водорослей получают клей, используемый в бумажной и текстильной промышленности. Сухая перегонка водорослей дает уголь, смолу, метиловый спирт, ацетон и др. В приморских районах водоросли используются на корм скоту и для удобрения полей как органическое удобрение. Водоросли планктона и бентоса, оседая на дно водоема, образуют отложения органического ила, называемого сапропелем. Сапропель используется в химической промышленности, в сельском хозяйстве (корм и удобрения) и в медицине — грязелечение. В природе красные водоросли создают биомассы. Водоросли поедаются мелкими водными животными, которых, в свою очередь поедают рыбы. Таким образом, они являются своего рода пастбищами для мелких морских животных, рыб и крупных морских животных вплоть до кита. В процессе фотосинтеза водорослями выделяется кислород, растворяющийся в воде и так необходимый для дыхания рыб и других водных животных.
8. Какие водоросли образуют тину на дне водоемов?
Тину образуют многоклеточные зеленые нитчатые водоросли, прикрепленные ко дну водоемов (улотрикс, спирогира и др.)
9. По каким признакам объединяют все водоросли в одну группу?
Объединение водорослей в отдельную группу проводится по следующим признакам: строение таллома и клеток, наличие пигментов, чередование полового и бесполого пути, сходство мест обитания.
10. Составьте развернутый план параграфа.
- общая характеристика водорослей;
- строение водорослей;
- питание водорослей;
- размножение водорослей;
- значение водорослей;
- отдел Зеленые водоросли (общая характеристика отдела, представители);
- отдел Красные водоросли (общая характеристика, распространение, представители);
- отдел Бурые водоросли (общая характеристика, внешнее строение, распространение, представители).