Лабораторная работа
Тема: «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Цели: выявить проявления модификационной изменчивости у семян и листьев
растений. Научиться составлять вариационный ряд, строить вариационную кривую,
вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.
Оборудование: семена или листья лавра, штангенциркуль, линейка, сантиметр.
Ход работы
Часть 1
Измерьте семена, (листья), данные округлите до миллиметров.
Расположите данные в порядке нарастания величины данного признака,
обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака
получите вариационный ряд.
запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу 1.
№
листа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
длина,
мм
V
вариант
2. Посчитайте количество семян с одинаковыми показателями длины. Полученные
данные занесите в таблицу 2. сверху – варианта (длина в мм.) – внизу количество
листьев, то есть частота встречаемости
V
P-частота
встречаемости
3. Постройте вариационную кривую – отобразите на графике зависимость между
значением признака и частотой его встречаемости.
а).По оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты размеров
листа в нарастающем порядке;
б). По оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте
повторяемости каждой варианты
в) По горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего
частоте повторяемости каждой варианты;
г).Точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте
вариант, соедините прямыми.
Размер листовых пластинок — варианта (V).
Частота проявления признака — Р.
Общее количество листовых пластинок — N(?шт.)
Вычисление нормы реакции.
1.Из максимального значения признака вычесть минимальное. Определите широту
нормы реакции.
max-min= Определите широту нормы реакции.
2.Определите среднюю величину признака М по формуле:
М=(V1
.Р1+V2
.P2+V3
.P3 ….) /N
где. V1,2,3 – варианта (размер листа),
Р – частота встречаемости (число лист)
N – общее количество листьев.
Средний размер семян (листьев) М =
1. Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод
о частоте встречаемости определенного размера семян фасоли.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………Во Как называется полученная вами линия?
2. С каким размером наиболее часто встречаются семена (листьев)
Выводы:
1. Длина вариационного ряда свидетельствует о
…………………………………………………………………………………………………
2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака
является……………………….
3. Пределы вариационной изменчивости признака
ограничены……………………………………………………………………………………
………
Часть 2.
1.Измерьте рост каждого школьника.
2. Сгруппируйте цифры, которые отличаются на 5см.
3.Количество учащихся, Рост.
4.Построить вариационный ряд: по горизонтали рост см., а по вертикали кол-во
учащихся определенного роста.
5.Посчитайте средний рост.
Причины отклонения в росте.
Выводы:
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить проявления модификационной изменчивости у семян и листьев растений, а также научиться строить вариационный ряд, вариационную кривую, вычислять среднюю величину признака и определять норму реакции. Вам потребуется семена или листья лавра, штангенциркуль, линейка и сантиметр.
Приступим к выполнению работы. В первой части вам нужно измерить семена или листья и округлить данные до миллиметров. Затем необходимо расположить полученные данные в порядке нарастания и обозначить цифрами наиболее часто встречающиеся значения признака. Таким образом, у вас получится вариационный ряд. Запишите данные вариационного ряда в таблицу 1 (Номер листа: 1 2 3 4 5 6 7 8 9, Длина в мм: V, Вариант).
Далее, вам нужно посчитать количество семян с одинаковыми показателями длины и занести полученные данные в таблицу 2 (Вариант, Длина в мм: V, P-частота встречаемости). Tаким образом, вы сможете построить вариационную кривую, отражающую зависимость между значением признака и его частотой встречаемости.
Для построения вариационной кривой вам потребуется:
а) На оси абсцисс отложить на равном расстоянии отдельные значения размеров листа (в нарастающем порядке);
б) На оси ординат отложить числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждого значения;
в) Провести перпендикуляры от горизонтальной оси до точек, соответствующих значению частоты повторяемости;
г) Соединить точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими значению варианта, прямыми линиями.
Помогите мне со следующими шагами измерения роста каждого школьника. Затем сгруппируйте цифры, которые отличаются на 5 см. Посчитайте количество учащихся для каждого определенного роста и занесите эти данные в вариационный ряд, где по горизонтали будет указан рост в сантиметрах, а по вертикали - количество учащихся с определенным ростом. Окончательно, вычислите средний рост.
По результатам проведенной работы, сравните цифровые данные вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости определенного размера семян или листьев. Назовите полученную вами линию на вариационной кривой. Определите значимый размер, с которым наиболее часто встречаются семена или листья.
Выводы:
1. Длина вариационного ряда свидетельствует о...
2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является...
3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены...
Спасибо за внимание! Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь задавать их.