Лабораторное занятие N 2. 1. Достаньте червя пинцетом из банки и поместите его на стеко. Определите длину и толщину его тела; чем отличается поступатель ная, передняя часть его тела от задней, а спинная — от брюшно? Найдите утолщение — поясок. Подсчитайте, из скольких члеников он образован. При лупы посчитайте количество колец и ск толщины на разных участках тела червя. 2. Определите конический утонченный передний и несколько притупленный задний концы червя. При лупы найдите ротовое отверстие, расположенное в передней части под первые сегментом головы и анальное отверстие на конце заднего конца тела. 3. Рассмотрите более выпуклую темноватую спинную сторону и светлую уплошенную брюшную сторону тела червя. Рассмотрите спинные и брюшные кровеносные сосуды и определите их направ- ление. 4. Поверните червя брюшной стороной вверх. С лупы рассмотрите бока брюшной стороны его тела. Найдите щетинки, которыми он упирается в частицы почвы при передвижении. 5. Положите червя на сухой лист картона. Присмотритесь, как он передвигается. Прислушайтесь, как шуршит червь шетинками о бумагу. Объясните, почему при движении червя по бумаге издается шуршащий звук? 6. Смочите водой стекло и пустите червя на него. Наблюдайте, как червь передвигается по мокрому стеклу. Объясните, почему черву трудно.7. Берите в левую руку дождевого червя и пальцами правой руки осторожно проводите по брюшной стороне его тела сначала сзади вперед, а затем — спереди назад. В этом случае вы почувствуете пальцами соприкосновение щетинок червя. Объясните, почему в почувствовали соприкосновение щетинок, только при движении пальцев сзади вперед? 8. Выясните, как дождевой червь реагирует на действия различных раздражителей. Для этого прикоснитесь к нему кончиком остро за точенного карандаша или пинцетом. Не дотрагиваясь до червя, ПОД- несите к переднему концу тела кусочек лука. Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? 9. Положите червя на почву и наблюдайте, как червь, раздвигая почвенные частицы, проникает в почву. 10. Опишите результаты наблюдений. После окончания работы по- местите червя во влажную почву, а затем отпустите в естественные условия.
1. Достаньте червя пинцетом из банки и поместите его на стекло. Начнем с измерения длины и толщины его тела. Для этого мы используем линейку. Расположите червя на ровной поверхности стекла и измерьте его длину от головы до хвоста, а также толщину тела. Длина червя позволит нам понять, сколько его сегментов (члеников), а толщина позволит найти утолщение – поясок червя. Обратите внимание, что задний и передний крайы червя имеют разную форму – передняя часть утончена и коническая, а задняя – более притупленная.
2. Ротовое отверстие червя находится в передней части тела под первым сегментом головы, а анальное отверстие – на заднем конце тела. При помощи лупы мы сможем увидеть эти отверстия.
3. Проведем осмотр спинной и брюшной сторон червя. Обратим внимание, что спинная сторона червя более выпуклая и темноватая, а брюшная – уплошенная и светлая. На спинной и брюшной сторонах мы можем также обнаружить кровеносные сосуды, определив их направление.
4. Поверните червя брюшной стороной вверх и рассмотрите бока его тела. Заметьте щетинки, которыми червь упирается в частицы почвы при передвижении. Эти щетинки помогают червю передвигаться почти на любой поверхности.
5. Положите червя на сухой лист картона и присмотритесь, как он передвигается. Обратите внимание на шуршащий звук, который издает червь при движении по поверхности. Для объяснения этого явления нам понадобится знание о том, что поверхность бумаги несколько шершавая, а шетинки червя создают шуршащий звук при контакте с этой поверхностью.
6. Теперь давайте немного изменим условия и посмотрим, как червь передвигается по мокрому стеклу. Если мы смочим стекло водой и поместим червя на него, мы заметим, что ему будет труднее двигаться по этой поверхности. Проглядывает с "почему" мы можем связать с тем, что вода создает слой между стеклом и щетинками червя, что затрудняет его передвижение.
7. Возьмите червя в левую руку и пальцами правой руки проведите по брюшной стороне его тела сначала сзади вперед, а затем спереди назад. Вы почувствуете соприкосновение щетинок червя только при движении пальцев сзади вперед. Это связано с тем, что щетинки червя направлены под углом к его телу, и при движении пальцев в определенном направлении, щетинки сталкиваются с вашей кожей, создавая тактильное ощущение.
8. Теперь мы попробуем выяснить, как червь реагирует на разные раздражители. Для этого мы прикоснемся к нему кончиком острого карандаша или пинцета. Затем, не дотрагиваясь до червя, поднесем к его переднему концу кусочек лука. Мы можем сделать выводы из наших наблюдений о том, что червь отрицательно реагирует на раздражители, такие как острый предмет (карандаш) или запах лука, и пытается уклониться от них.
9. Положите червя на почву и наблюдайте, как он, раздвигая частицы почвы, проникает в нее. Червь является ползучим животным, и его способность проникать в почву обусловлена его строением (мягкое и гибкое тело) и специальными движениями мышц.
10. Опишите результаты наблюдений. Окончив наше исследование, поместите червя во влажную почву, чтобы он мог продолжить свою жизнь в естественных условиях.
Вот и все! Надеюсь, вы смогли понять описание и пошаговое решение поставленной задачи и насладиться этим интересным занятием. Если у вас есть еще вопросы, буду рад помочь!