11. поясните, почему окончился неудачей эксперимент с акклиматизацией южноамериканской ламы в горах тянь-шаня (где климат похож на привычные условия родных мест животного). 112. почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и влаги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья? 113. объясните, почему у глухарей и тетеревов, как и у многих других птиц, ток (брачные песни и турниры) происходит весной и осенью, хотя спаривание и выведение потомства наблюдается исключительно весной. 114. в умеренных широтах редис хорошего качества получается обычно весной и в сентябре. если это растение культивировать в июне–июле, то качество корнеплодов ухудшается, они становятся деревянистыми, жесткими. однако на юге россии на рынке все лето редис сочный и вкусный. объясните почему. 115. проведите опыт по изучению суточного ритма частоты ваших сердечных сокращений. ежедневно три раза в сутки (например, в 8, 15 и 21 час) в спокойном состоянии измеряйте свой пульс. длительность одного измерения должна быть строго постоянна – 30 сек. измерения повторяйте в течение 4 дней. полученные данные запишите. сделайте вывод, проявляется ли суточный ритм в частоте ваших сердечных сокращений. 116. многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. согласны ли вы с этим? обоснуйте ответ. 105. дайте определение фотопериодизма. 106. перечислите известные вам абиотические факторы среды, которые периодично и закономерно изменяются во времени. 107. в каких условиях обитания у животных будут отсутствовать суточные ритмы. объясните почему. примеры. 108. назовите типы биологических ритмов (приливно-отливные – а; суточные – б; годовые – в), определяющих следующие явления: 1) перелеты птиц с мест гнездования в южные районы; 2) спячка бурых медведей; 3) утреннее раскрывание цветков растений; 4) линька соболя; 5) периодичность открывания и запирания раковин устриц в прибрежной зоне; 6) цветение покрытосеменных растений умеренных широт; 7) сон и бодрствование у человека; 8) наибольшая восприимчивость кожи человека к косметическому уходу; 9) авитаминозы у человека; 10) осенний листопад. 109. объясните, почему в городах листопадные деревья под уличными светильниками обмерзают чаще, чем те, которые ночью не освещены. 110. выберите из предложенного списка месяц, в котором приносит потомство антарктический пингвин адели в европейских зоопарках: а) май; б) июнь; в) октябрь; г) февраль. объясните свой выбор
Ограничивающие факторы — экологические факторы , при выходе которых за границы максимума или минимума организму или популяции грозит гибель. в воде: ручьевая форель благополучно обитает в воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л, но если содержание кислорода падает ниже 1,6 мг/л, то форель гибнет. в данном случае недостаток кислорода — ограничивающий фактор для форели. в тундре : карликовая береза может вырасти не более 120 см .из-за вечной мерзлоты слой почвы, пригодный для образования корневой системы, весьма тонок. в пустыне : у кактусов листья превратились в колючки ,чтобы уменьшить испарение воды .