Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты. Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии. На благодатной почве шло развитие ножевого производства в селе Ворсма.В начале XX века при подведении итогов деятельности Нижегородской ярмарки было указано, что знаком качества в виде клейма царского двуглавого орла были награждены стальные изделия и ножи с гравировкой по металлу, произведенные кустарями. В годы советской власти г.Ворсма стал «ножевой столицей» России. Вековые традиции промысла продолжает современное ворсменское предприятие «CAPO». Сегодня это предприятие с законченным циклом работ, на котором трудится более 250 человек, освоено и внедрено более 500 видов изделий.
Чкаловский гипюр (Нижегородская область)
В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр».Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-ые годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых — «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» была организована в 1924 году, в 1937 году ей присваивается имя Чкалова.
Городецкая золотная вышивка (Нижегородская область)
Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.
Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты. Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии. На благодатной почве шло развитие ножевого производства в селе Ворсма.В начале XX века при подведении итогов деятельности Нижегородской ярмарки было указано, что знаком качества в виде клейма царского двуглавого орла были награждены стальные изделия и ножи с гравировкой по металлу, произведенные кустарями. В годы советской власти г.Ворсма стал «ножевой столицей» России. Вековые традиции промысла продолжает современное ворсменское предприятие «CAPO». Сегодня это предприятие с законченным циклом работ, на котором трудится более 250 человек, освоено и внедрено более 500 видов изделий.
Чкаловский гипюр (Нижегородская область)
В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр».Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-ые годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых — «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» была организована в 1924 году, в 1937 году ей присваивается имя Чкалова.
Городецкая золотная вышивка (Нижегородская область)
Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.