Тело нематод (это и есть круглые черви) имеет веретеновидную форму, сужающееся к перерднему и заднему концам. В поперечном сечении тело круглое - отсюда и происходит название типа. Тело одето плотной, эластичной кутикулой, которую выделяет наружной эпителий, или гиподерма. По окружности тела червя гиподерма образует 4 валика, вдающиеся в полость тела. Кутикула, гиподерма и продольная мускулатура образует кожно-мускульный мешок. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами тела расположена обширная полость. Это первичная полость тела: она не имеет собственной эпителиальной выстилки и заполнена жидкостью, которая находится под давлением. Сильная кутикулизация покровов нематод привела к полной редукции мерцательного эпителия, даже сперматозоиды у этих животных лишены жгутиков. Дыхание свободноживущих происходит через всю поверхность тела. У нематод - дыхание анаэробное. На переднем конце тела расположено ротовое отверстие, окруженное губами и ведущее в мускулистую глотку. С ее нематоды засасывают пищу. Глотка открывается в среднюю кишку. Пищеварительная система заканчивается задней кишкой с анальным отверстием. Нематоды, как правило, раздельнополы и обладает отчетливо выраженным половым диморфизмом, т.е. имеются различия между самкой и самцом по внешнему виду. Развитие нематод протекает с метаморфозом (превращением).
ВЫВОД: для прорастания семян необходимы вода и воздух.
Далее выясняем, что семенам необходимо тепло, проводим доказательство необходимости третьего условия прорастания семян (тепло) и делаем общий вывод, в котором называем все 3 условия, при которых семена прорастают.
Обсуждение эксперимента заканчиваем беседой о значении знаний об условиях прорастания семян для практики сельского хозяйства, обработки почвы.
Разрабатываем требования к обработке почвы, чтобы обеспечить условия, необходимые семенам для прорастания. Требования записываем на доске:
почву надо рыхлить (семенам необходим воздух),
поливать ( семенам необходима вода),
посев семян проводить только в прогретую почву (семенам необходимо тепло).
Обращаю внимание школьников на неодинаковую потребность семян разных растений в воде, воздухе и температуре.
Следует отметить, что поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут лишь более сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным всем. Формируется умение ставить опыт с пониманием цели его, последовательности выполнения, прогнозированием возможных результатов. Только в этом случае учащиеся приводят не заученные, а осмысленные выводы.
Навыки логического мышления, осознанного проведения эксперимента закрепляются, если предлагать учащимся задания для самостоятельных опытов во внеурочное время. К таким работам можно отнести опыты по выяснению питания зародыша во время роста и развития, изучению процесса испарения воды листьями и другие. Результаты эксперимента школьники оформляют по освоенной ими логике. Такие работы учащиеся оформляют как свои научные результаты и нередко сопровождают их заголовком «Мой научный отчёт».
Тело одето плотной, эластичной кутикулой, которую выделяет наружной эпителий, или гиподерма. По окружности тела червя гиподерма образует 4 валика, вдающиеся в полость тела. Кутикула, гиподерма и продольная мускулатура образует кожно-мускульный мешок.
Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами тела расположена обширная полость. Это первичная полость тела: она не имеет собственной эпителиальной выстилки и заполнена жидкостью, которая находится под давлением.
Сильная кутикулизация покровов нематод привела к полной редукции мерцательного эпителия, даже сперматозоиды у этих животных лишены жгутиков.
Дыхание свободноживущих происходит через всю поверхность тела. У нематод - дыхание анаэробное.
На переднем конце тела расположено ротовое отверстие, окруженное губами и ведущее в мускулистую глотку. С ее нематоды засасывают пищу. Глотка открывается в среднюю кишку. Пищеварительная система заканчивается задней кишкой с анальным отверстием.
Нематоды, как правило, раздельнополы и обладает отчетливо выраженным половым диморфизмом, т.е. имеются различия между самкой и самцом по внешнему виду.
Развитие нематод протекает с метаморфозом (превращением).
ВЫВОД: для прорастания семян необходимы вода и воздух.
Далее выясняем, что семенам необходимо тепло, проводим доказательство необходимости третьего условия прорастания семян (тепло) и делаем общий вывод, в котором называем все 3 условия, при которых семена прорастают.
Обсуждение эксперимента заканчиваем беседой о значении знаний об условиях прорастания семян для практики сельского хозяйства, обработки почвы.
Разрабатываем требования к обработке почвы, чтобы обеспечить условия, необходимые семенам для прорастания. Требования записываем на доске:
почву надо рыхлить (семенам необходим воздух),
поливать ( семенам необходима вода),
посев семян проводить только в прогретую почву (семенам необходимо тепло).
Обращаю внимание школьников на неодинаковую потребность семян разных растений в воде, воздухе и температуре.
Следует отметить, что поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут лишь более сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным всем. Формируется умение ставить опыт с пониманием цели его, последовательности выполнения, прогнозированием возможных результатов. Только в этом случае учащиеся приводят не заученные, а осмысленные выводы.
Навыки логического мышления, осознанного проведения эксперимента закрепляются, если предлагать учащимся задания для самостоятельных опытов во внеурочное время. К таким работам можно отнести опыты по выяснению питания зародыша во время роста и развития, изучению процесса испарения воды листьями и другие. Результаты эксперимента школьники оформляют по освоенной ими логике. Такие работы учащиеся оформляют как свои научные результаты и нередко сопровождают их заголовком «Мой научный отчёт».
Объяснение: