Миелин прерывается только в области перехватов Ранвье, которые встречаются через правильные промежутки длиной 0.2 mm – >1 mm. В связи с тем, что ионные токи не могут проходить сквозь миелин, вход и выход ионов осуществляется лишь в области перехватов. Это ведёт к увеличению скорости проведения нервного импульса. Таким образом, по миелинизированным волокнам импульс проводится приблизительно в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.
Миелиновая оболочка — электроизолирующая оболочка, покрывающая аксоны многих нейронов. Миелиновую оболочку образуют глиальные клетки: в периферической нервной системе — Шванновские клетки, в центральной нервной системе — олигодендроциты. Миелиновая оболочка формируется из плоского выроста тела глиальной клетки, многократно оборачивающего аксон подобно изоляционной ленте. Цитоплазма в выросте практически отсутствует, в результате чего миелиновая оболочка представляет собой, по сути, множество слоёв клеточной мембраны.
Миелин прерывается только в области перехватов Ранвье, которые встречаются через правильные промежутки длиной 0.2 mm – >1 mm. В связи с тем, что ионные токи не могут проходить сквозь миелин, вход и выход ионов осуществляется лишь в области перехватов. Это ведёт к увеличению скорости проведения нервного импульса. Таким образом, по миелинизированным волокнам импульс проводится приблизительно в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.
Миелиновая оболочка — электроизолирующая оболочка, покрывающая аксоны многих нейронов. Миелиновую оболочку образуют глиальные клетки: в периферической нервной системе — Шванновские клетки, в центральной нервной системе — олигодендроциты. Миелиновая оболочка формируется из плоского выроста тела глиальной клетки, многократно оборачивающего аксон подобно изоляционной ленте. Цитоплазма в выросте практически отсутствует, в результате чего миелиновая оболочка представляет собой, по сути, множество слоёв клеточной мембраны.
Объяснение:
Развернутый план-конспект урока.
ТЕМА УРОКА: «СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»
ЦЕЛЬ:
актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внешнем и внутреннем строении стебля;
показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями;
показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;
углубить знания о тканях стебля.
ОБОРУДОВАНИЕ:
дидактические карточки по теме «Лист»;
таблица «Внешнее строение листа», таблица «Внутреннее строение листа»;
модель «Побег»;
ветка дерева;
комнатные растения (дифенбахия, фиалка);
таблица «Внутреннее строение стебля»
поперечные спилы стволов деревьев (для каждого ученика);
продольный спил;
пробка дуба;
мочало липовый.
ХОД УРОКА:
I. Организация учащихся.
- Подравнялись, все проверили на партах. Здравствуйте, тихо сели!
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте покажем как мы работаем на уроке.
- Кто отсутствует сегодня? (отмечаю в журнале)
II. Повторение домашнего задания.
У. - О какой части побега мы говорили на уроке?
Д. – О листе.
У. – Хорошо, что такое лист?
Д. – 1) Лист – это вегетативный орган растения, занимающий боковое положение на побеге.
2) Лист – важный орган в жизни растения, осуществляющий воздушное питание растению.
У. Работаем со словарем. На дом было дано задание, выписать новые термины в словарь.
Женя прочитает, остальные проверяют правильность написания. (читает)
- Молодец! Садись.
Раздаю 6 ученикам дидактические карточки.
С остальными учащимися опрос домашнего задания по параграфу №19:
Рассказать по таблице «Внешнее строение листа». Молодец! Садись.
Рассказать по таблице 2Внутреннее строение листа». Молодец! Садись
Собираю карточки с выполненными заданиями.
III. Новая тема.
У. – Ребята, вам знакома эта модель? (показываю модель «Побега»)
Д. – Да.
У. – Что это за модель?
Д. – Модель побега.
У. – Правильно. Что такое побег?
Д. – Побег – это основной орган растения.
У. – Из каких органов состоит побег?
Д. – Побег состоит из стебля, листьев, почек.
У. – Хорошо. Какие органы мы уже изучили?
Д. – Побег, почки, лист.
У. – Сегодня более подробно изучим строение стебля. (читаю название темы на доске)
- Открываем рабочую тетрадь и записываем тему и дату сегодняшнюю на полях 27.11.06.
У. – Итак, что такое стебель? Вспоминаем.
Д. – Стебель –это осевая часть побега.
У. – Записываем определение в тетрадь
- Из каких частей состоит стебель?
Д. – Стебель состоит из узлов и междоузлий.
У. – Хорошо. Что такое узел?
Д. – Узел – это участок стебля, от которого отрастает лист.
У. – Что такое междоузлие?
Д. – Междоузлие – это расстояние между двумя узлами.
У. – В зависимости от вытянутости междоузлий стебель может быть удлиненным (показываю дифенбахию) или укороченным (показываю фиалку)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
- Найдите на рисунке 54 на стр. 75, что изображено под цифрой 1?
Д. – Подсолнечник.
У. – Какой у него стебель?
Д. – Удлиненный.
У. – Докажите, что он удлиненный. (дети говорят)
- Что изображено под цифрой 2?
Д. – Подорожник.
У. – Какой у него стебель?
Д. – Укороченный, едва заметен.
У. – Хорошо. Молодцы!
- Давайте подумаем, для чего стебель нужен растениям? Найдем ответ на с.78.
- Какие он функции выполняет? (Дети называют)
- Найдем функции стебля в тексте учебника на с. 78 (чтение по цепочке)
- Итак, Рома, ответь для чего стебель нужен растениям? Перечисли все функции стебля.
Д. – Проводящая, опорная, запасающая, осевая.
У. – Хорошо. Чтобы узнать, какие участки стебля выполняют эти функции нам необходимо изучить внутреннее строение стебля.
Проблемный вопрос: Почему после бури сосны сломались, а березы погнулись?
- Если посмотреть на спил дерева невооруженным глазом, то на нем легко различить 3 слоя.
- 1) Снаружи у спила тонкий, темного цвета слой – это кора.
- А, молодая ветка дерева покрыта тонкой кожицей.
- 2) Самый широкий, плотный, лежащий глубже слой – это древесина.
- 3) В центре стебля находится – сердцевина.
У. – Если же рассмотреть спил стебля под микроскопом, то мы увидим, что стебель внутри, как и все части растения имеет клеточное строение.