живое вещество распределено на планете неравномерно. однородные участки территории, заселенные живыми организмами, называют биотопами (участок леса, степь, озера). сложившиеся сообщества организмов, населяющие биотоп – биоценоз. в него входят тысячи видов, но только несколько играют роль основного регулирующего фактора. компоненты биоценоза и окружающая их неживая природа тесно связаны обменом веществ и энергией и составляют единую систему – биогеоценоз. биогеоценозы характеризуются своим круговоротом веществ, трансформацией солнечной энергией и продуктивностью биомассы. экосистемы и биогеоценоз понятия сходные , но не тождественные. биогеоценоз – это экосистема, границы которой определены фитоценозом. фитоценоз – растительное сообщество – сочетание различных видов растений, сложившееся на данной территории и обусловленное экологическими условиями. он является главенствующим компонентом биогеоценоза, предопределяющим возможность существования в нем других организмов, так как состоит из автотрофных организмов, поставщиков энергии и органического вещества для других форм живых существ.
в структуре биогеоценоза можно выделить четыре звена:
1.абиотическое окружение – неживая природа.2.продуценты – зеленые растения и хемосинтез.3.консументы – потребители (живут за счет веществ, созданных продуцентами – плотоядные и травоядные животные).4.редуценты – организмы, разлагающие органические соединения до минеральных веществ (бактерии, грибы).
экологическая система – это живая открытая система и поэтому, как и живые организмы, требует для своего существования постоянного притока энергии. единственным источником энергии для жизни на земле является солнечный свет. но энергию, приносимую этим светом, могут непосредственно использовать автотрофные фотосинтетики (растения и сине-зеленые водоросли), они являются продуцентами. продуцентами питаются травоядные животные, а также паразитирующие на растения грибы и другие растения. это первичные консументы . их в свою очередь консументы второго порядка, которыми могут питаться консументы третьего порядка. такая последовательность организмов представляет собой цепь питания (трофическую цепь). каждое из звеньев этой цепи называется трофическим уровнем. редуценты разлагают органические соединения – отмершие остатки животных , растений, делают эти вещества доступными для зеленых растений – продуцентов и консументов.
живая природа — совокупность организмов. делится на пять царств: бактерии, грибы, растения и животные. живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу. основной атрибут живой материи — генетическая информация, проявляющаяся в репликации и мутации. развитие живой природы к появлению человечества.
живой организм — это множественная система процессов, в ходе которых происходит постоянное разрушение молекулярных органических структур и их воспроизводство.
интерес к познанию живой природы возник у человека давно, еще в первобытную эпоху, и был тесно связан с его важнейшими потребностями: в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.п. однако только в первых древних цивилизациях люди стали целенаправленно и систематически изучать живые организмы, составлять перечни животных и растений, населяющих разные регионы земли. наука, занимающаяся изучением живой природы, получила название биология. в настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. причем существуют различные классификации последних. например, по объектам исследования биологические науки подразделяются на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию и антропологию.все эти классификации в известной степени условны и относительны и пересекаются друг с другом в различных пунктах. такая многоплановость комплекса биологических наук во многом обусловлена необычайным многообразием живого мира.
современная биология при определении и описании живого исходит из необходимости перечисления нескольких принципиальных свойств живых организмов. при этом подчеркивается, что только совокупность этих свойств может дать представление о специфике жизни. к таким свойствам, или признакам, относятся следующие:
• живые организмы характеризуются гораздо более сложным устройством, чем неживые тела.
• любой организм для поддержания своей жизнедеятельности получает энергию из окружающей среды. большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.
• живые организмы активно реагируют на окружающую среду. если, например, вы толкнете камень, то он пассивно сдвинется с места, а если толкнуть животное, то оно отреагирует активно: убежит, нападет, изменит форму и т.д. способность реагировать на внешние раздражения — это всеобщее свойство живых существ, как растений, так и животных.
• живые организмы могут не только изменяться, они также и усложняются. так, например, у растения появляются новые ветви, а у животного— новые органы, значительно отличающиеся и по внешнему виду, и по устройству от тех, которые их породили.
• все живое размножается. причем потомство и похоже на родителей, и в то же время чем-то от них отличается.
• сходство потомства с родителями обусловлено еще одной важной особенностью живых организмов — способностью передавать потомкам заложенную в них наследственную информацию, которая содержится в генах (от греч. genos — происхождение) — мельчайших и сложно утроенных частицах, находящихся в ядрах клеток живых организмов. генетический материал направляет развитие организма. вот почему потомки похожи на родителей. однако наследственная информация в процессе жизни организма, а также во время передачи несколько искажается или меняется. в связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.
• живые организмы хорошо приспособлены к среде своего обитания. строение птицы, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует тем условиям, в которых они живут. этого никак нельзя сказать о неживых телах: камню, например, «все равно», где находиться — он может лежать на дне реки или валяться в поле, или летать вокруг земли в качестве ее естественного спутника. однако если мы заставим, например, птицу жить в речных глубинах, а рыбу — в лесу, то эти живые существа, конечно же, погибнут. говоря проще, основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются.
живое вещество распределено на планете неравномерно. однородные участки территории, заселенные живыми организмами, называют биотопами (участок леса, степь, озера). сложившиеся сообщества организмов, населяющие биотоп – биоценоз. в него входят тысячи видов, но только несколько играют роль основного регулирующего фактора. компоненты биоценоза и окружающая их неживая природа тесно связаны обменом веществ и энергией и составляют единую систему – биогеоценоз. биогеоценозы характеризуются своим круговоротом веществ, трансформацией солнечной энергией и продуктивностью биомассы. экосистемы и биогеоценоз понятия сходные , но не тождественные. биогеоценоз – это экосистема, границы которой определены фитоценозом. фитоценоз – растительное сообщество – сочетание различных видов растений, сложившееся на данной территории и обусловленное экологическими условиями. он является главенствующим компонентом биогеоценоза, предопределяющим возможность существования в нем других организмов, так как состоит из автотрофных организмов, поставщиков энергии и органического вещества для других форм живых существ.
в структуре биогеоценоза можно выделить четыре звена:
1.абиотическое окружение – неживая природа.2.продуценты – зеленые растения и хемосинтез.3.консументы – потребители (живут за счет веществ, созданных продуцентами – плотоядные и травоядные животные).4.редуценты – организмы, разлагающие органические соединения до минеральных веществ (бактерии, грибы).
экологическая система – это живая открытая система и поэтому, как и живые организмы, требует для своего существования постоянного притока энергии. единственным источником энергии для жизни на земле является солнечный свет. но энергию, приносимую этим светом, могут непосредственно использовать автотрофные фотосинтетики (растения и сине-зеленые водоросли), они являются продуцентами. продуцентами питаются травоядные животные, а также паразитирующие на растения грибы и другие растения. это первичные консументы . их в свою очередь консументы второго порядка, которыми могут питаться консументы третьего порядка. такая последовательность организмов представляет собой цепь питания (трофическую цепь). каждое из звеньев этой цепи называется трофическим уровнем. редуценты разлагают органические соединения – отмершие остатки животных , растений, делают эти вещества доступными для зеленых растений – продуцентов и консументов.живая природа — совокупность организмов. делится на пять царств: бактерии, грибы, растения и животные. живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу. основной атрибут живой материи — генетическая информация, проявляющаяся в репликации и мутации. развитие живой природы к появлению человечества.
живой организм — это множественная система процессов, в ходе которых происходит постоянное разрушение молекулярных органических структур и их воспроизводство.
интерес к познанию живой природы возник у человека давно, еще в первобытную эпоху, и был тесно связан с его важнейшими потребностями: в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.п. однако только в первых древних цивилизациях люди стали целенаправленно и систематически изучать живые организмы, составлять перечни животных и растений, населяющих разные регионы земли. наука, занимающаяся изучением живой природы, получила название биология. в настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. причем существуют различные классификации последних. например, по объектам исследования биологические науки подразделяются на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию и антропологию.все эти классификации в известной степени условны и относительны и пересекаются друг с другом в различных пунктах. такая многоплановость комплекса биологических наук во многом обусловлена необычайным многообразием живого мира.
современная биология при определении и описании живого исходит из необходимости перечисления нескольких принципиальных свойств живых организмов. при этом подчеркивается, что только совокупность этих свойств может дать представление о специфике жизни. к таким свойствам, или признакам, относятся следующие:
• живые организмы характеризуются гораздо более сложным устройством, чем неживые тела.
• любой организм для поддержания своей жизнедеятельности получает энергию из окружающей среды. большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.
• живые организмы активно реагируют на окружающую среду. если, например, вы толкнете камень, то он пассивно сдвинется с места, а если толкнуть животное, то оно отреагирует активно: убежит, нападет, изменит форму и т.д. способность реагировать на внешние раздражения — это всеобщее свойство живых существ, как растений, так и животных.
• живые организмы могут не только изменяться, они также и усложняются. так, например, у растения появляются новые ветви, а у животного— новые органы, значительно отличающиеся и по внешнему виду, и по устройству от тех, которые их породили.
• все живое размножается. причем потомство и похоже на родителей, и в то же время чем-то от них отличается.
• сходство потомства с родителями обусловлено еще одной важной особенностью живых организмов — способностью передавать потомкам заложенную в них наследственную информацию, которая содержится в генах (от греч. genos — происхождение) — мельчайших и сложно утроенных частицах, находящихся в ядрах клеток живых организмов. генетический материал направляет развитие организма. вот почему потомки похожи на родителей. однако наследственная информация в процессе жизни организма, а также во время передачи несколько искажается или меняется. в связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.
• живые организмы хорошо приспособлены к среде своего обитания. строение птицы, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует тем условиям, в которых они живут. этого никак нельзя сказать о неживых телах: камню, например, «все равно», где находиться — он может лежать на дне реки или валяться в поле, или летать вокруг земли в качестве ее естественного спутника. однако если мы заставим, например, птицу жить в речных глубинах, а рыбу — в лесу, то эти живые существа, конечно же, погибнут. говоря проще, основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются.