каким пчелы передают эту информацию, — это одно из наиболее изумляющих чудес природы. Для начала скажем, что язык пчел — это инстинкт. Они не учатся ему, а просто, достигнув определенного возраста, автоматически владеют им. Пчелиный язык — это язык запахов и танцев. Когда пчела обнаруживает нектар или пыльцу, она возвращается домой и начинает танцевать, описывая одну за другой правильные окружности. Танец привлекает внимание других пчел и рассказывает им, где был найден нектар или пыльца. Другие пчелы по запаху вернувшейся могут узнать, что та нашла. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды, и много пчел улетает на поиск. Таким образом, пчела может сообщить о нескольких вещах. По танцу можно определить нектар или пыльца были найдены. По запаху самой пчелы можно сказать, какой цветок следует искать. Замедленность танца говорит о небольшом количестве найденной пищи. Но все это относится только к цветам, расположенным в пределах 100 метров от улья. Когда пчела находит нужное растение дальше, при возвращении домой она показывает другой вид танца. Вместо описывания кругов она движется по восьмерке, соединяя две петли прямой линией, одновременно раскачивая брюшком из стороны в сторону. Помимо предыдущей информации, этот танец объясняет пчелам, как далеко и в каком направлении лететь. Количество поворотов в минуту означает дистанцию. Чем дальше, тем больше описывается восьмерок. Например, 11 поворотов в минуту равно -сильно дистанции в 2700 м. Линия, по которой идет пчела между двумя петлями восьмерки, показывает точное направление. Линия определяется по положению солнца на небе, так что другие пчелы могут тотчас определить правильный угол! Пчела исполняет свой танец над сотами улья. Вокруг танцующей пчелы собираются уже взволновавшиеся пчелы и повторяют движения танцовщицы. Затем они покидают улей, уже без танцующей пчелы, указывающей им путь, и летят прямо к источнику пищи.
Кроме «танцевальной» сигнализации, пчелы пользуются также сигнализацией запахом, который создается выделением насоновых желез. Эти железы открыл русский ученый Н. В. Насонов. Их называют также «пахучими» , так как выделяемый ими секрет обладает специфическим лимонным запахом, напоминающим запах медоносного растения — мелиссы. Некоторые исследователи (А. Рут, К. Фриш, И. Халифман) , изучавшие жизнь и поведение пчел, считают, что каждой пчелиной семье свойствен специфический, ульевой, т. е. «фамильный» запах. Поэтому пчела не рискует войти в чужой пчелиный дом, что защищает улей от грабежа медовых запасов и разорения пчелами-воровками. Ежедневные наблюдения на пасеке показывают, что пчелиная стража, зорко охраняющая вход в улей, несомненно, пользуется обонянием для пропуска своих пчел в пчелиный город и «запах семьи» — лучший пароль. Запах для пчел служит и компасом, которым они пользуются в своих полетах за нектаром и пыльцой и для возвращения домой.
Петербургские палеонтологи нашли и описали новый вид динозавра - Kileskus aristotokus, жившего на территории России. Килескуса раскопала наша экспедиция в Красноярском крае в 2007 году, правда только часть верхней челюсти, зубы и позвонки. «Это явно хищник, но небольшой, 3-3,5 метров в длину, по высоте 2-2,5 метра.Жил в юрском периоде мезозойской эры, порядка 165 миллионов лет назад» - говорит Павел Скучас, доцент кафедры зоологии позвоночных биолого-почвенного факультета СПбГУ, участник экспедиции.Художник Андрей Атучин, специализирующийся по рисованию динозавров, тут же написал его возможный портрет – красавчик, ходящий на задних лапах и с гребнем на носу. Выделить Килескуса аристотокуса в новый вид позволили уникальная форма и наклон отростков верхнечелюстной кости, отличные от всех остальных динозавров.Килескус также оказался частью эволюционной ветви, которая привела к появлению тираннозавра – одного из самых известных крупных хищных динозавров конца Мелового периода (самый страшный и ужасный из «Парка Юрского периода»).Уникальность аристотокуса и в том, что ученые впервые описали хищного динозавра с территории России. Находка наделала шума в мире палеонтологии, до сих пор бесценные кости доступны только ученым в хранилище Зоологического института РАН.Возможно, Килескус жил не только в Сибири, но и в Подмосковье, да что там – может, бродил где-то в районе Невского проспекта! Остатков в наших краях не находили, но только лишь потому, что не сохранились породы тех времен, вероятно, из-за ледника.«Уверен, что и на нашей территории жили динозавры – здесь в мезозое была суша, возвышенность, их не могло не быть. Маленькие кости находили в Норвегии – совсем рядом» - замечает Павел.
Пчелиный язык — это язык запахов и танцев. Когда пчела обнаруживает нектар или пыльцу, она возвращается домой и начинает танцевать, описывая одну за другой правильные окружности. Танец привлекает внимание других пчел и рассказывает им,
где был найден нектар или пыльца. Другие пчелы по запаху вернувшейся могут узнать, что та нашла.
Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды, и много пчел улетает на поиск. Таким образом, пчела может сообщить о нескольких вещах. По танцу можно определить нектар или пыльца были найдены. По запаху самой пчелы можно сказать, какой цветок следует искать. Замедленность танца говорит о небольшом количестве найденной пищи.
Но все это относится только к цветам, расположенным в пределах 100 метров от улья. Когда пчела находит нужное растение дальше, при возвращении домой она показывает другой вид танца. Вместо описывания кругов она движется по восьмерке, соединяя две петли прямой линией, одновременно раскачивая брюшком из стороны в сторону. Помимо предыдущей информации, этот танец объясняет пчелам, как далеко и в каком направлении лететь. Количество поворотов в минуту означает дистанцию. Чем дальше, тем больше описывается восьмерок. Например, 11 поворотов в минуту равно -сильно дистанции в 2700 м. Линия, по которой идет пчела между двумя петлями восьмерки, показывает точное направление. Линия определяется по положению солнца на небе, так что другие пчелы могут тотчас определить правильный угол!
Пчела исполняет свой танец над сотами улья. Вокруг танцующей пчелы собираются уже взволновавшиеся пчелы и повторяют движения танцовщицы. Затем они покидают улей, уже без танцующей пчелы, указывающей им путь, и летят прямо к источнику пищи.
Кроме «танцевальной» сигнализации, пчелы пользуются также сигнализацией запахом, который создается выделением насоновых желез. Эти железы открыл русский ученый Н. В. Насонов. Их называют также «пахучими» , так как выделяемый ими секрет обладает специфическим лимонным запахом, напоминающим запах медоносного растения — мелиссы.
Некоторые исследователи (А. Рут, К. Фриш, И. Халифман) , изучавшие жизнь и поведение пчел, считают, что каждой пчелиной семье свойствен специфический, ульевой, т. е. «фамильный» запах. Поэтому пчела не рискует войти в чужой пчелиный дом, что защищает улей от грабежа медовых запасов и разорения пчелами-воровками. Ежедневные наблюдения на пасеке показывают, что пчелиная стража, зорко охраняющая вход в улей, несомненно, пользуется обонянием для пропуска своих пчел в пчелиный город и «запах семьи» — лучший пароль. Запах для пчел служит и компасом, которым они пользуются в своих полетах за нектаром и пыльцой и для возвращения домой.