ОЧЕНЬ Лабораторная работа
«Выделительная и терморегуляторная функция кожи»
Цель: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи человека.
Ход работы:
Наденьте пакет на кисть руки и закрепите его в области запястья с резинового кольца или шнурка. Записывайте наблюдения в течение 5-6 минут.
Пока протекает эксперимент, мы выполним следующее задание.
Задание: проанализируйте данные и определите зависимость теплоотдачи от условий окружающей среды. Заполните таблицу.
Условия среды Процессы
Воздух сухой, его температура ниже
температуры тела.
Воздух насыщен парами воды, его температура низкая
Воздух сухой, его температура выше температуры тела.
Воздух влажный и имеет высокую температуру.
Процессы: 1. Препятствует отдаче тепла отдаче тепла
ВЫВОД:……………………………………………………………………
ответьте на следующие во Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента
2. Почему повышается влажность в пакете?
3. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей?
4. Какое значение для организма имеет функция потоотделения?
Нервная система млекопитающих. В отличие от других позвоночных у млекопитающих особого развития достигает передний мозг и его кора, образованная несколькими слоями тел нервных клеток. Кора покрывает весь передний мозг. У большинства видов млекопитающих она образует мозговые складки и извилины с глубокими бороздами (рис. 330). Установлено, что, чем больше складок и извилин, тем сложнее поведение животного. Так, у кроликов с относительно простым поведением кора почти гладкая, а у собак и обезьян, чей головной мозг обладает большим числом извилин и борозд, поведение гораздо сложнее и разнообразнее.
Поведение млекопитающих определяется не только сложными инстинктами, но и высшей нервной деятельностью, связанной с легким и быстрым образованием большого числа условных рефлексов.
У новорожденного детеныша, даже еще слепого и глухого, инстинктивно нашедшего сосок млечной железы матери и глотнувшего несколько капель молока, образуются пищевые рефлексы на тепло и запах тела матери. Теперь он не тычется в тело матери где попало, а безошибочно находит соски. У прозревшего детеныша образуются рефлексы на вид матери, различные другие раздражители, действующие во время сосания молока. У подрастающего зверька, например лисенка, проявляются врожденные ориентировочные рефлексы («Что такое?»). Лисенок увидел принесенную матерью птицу, понюхал ее, вонзил в нее зубы и, почувствовав вкус мяса, стал рвать добычу на части и глотать куски. При этом вкус мяса сочетался с видом, запахом добычи. Позднее у лисенка, увидевшего птицу или почувствовавшего запах мыши, сразу же проявляются пищевой рефлекс и связанные с ним рефлексы охоты. Постепенно у подрастающего лисенка образуется множество условных рефлексов ему быстро находить добычу, ловить ее, избегать опасности. При этом одни приобретенные рефлексы у него образуются, а другие исчезают. Пробегая вблизи стога сена, лисенок услышал писк мышей. Ему удалось здесь насытиться. Через некоторое время мыши в стогу перевелись и рефлекс на вид этого стога будет постепенно угасать.