Дети наблюдают через окно, как листочки кружатся и падают на землю. Воспитатель читает стихотворение.Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели И по ветру полетели, Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам, Ветер золото кружит, Золотым дождем шумит! Как называется, явление, когда падают листочки? Правильно, это листопад!-Ребята, а вы помните, на прогулке мы с вами собирали красивые кленовые листочки? Давайте сейчас с ними поиграем? Воспитатель раздает детям кленовые листочки и читает отрывок стихотворение С. Белова.Листопад, листопад, Листья желтые летят,Дети с листочками бегут за воспитателем по кругу Листья желтые летят, Словно зонтики кружат,Кружатся с листочками.Ветер дунул: раз-два-три, Оторвались от земли, И взлетели высоко, Но до неба далеко.Подняли ручки с листочками вверх и покружились. Покружили и опять На землю опустились спать.Присели и опустили листочки на пол. Ветер дунул – полетимМы туда, куда хотим. Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.По тропинке в листопад На прогулку вышли. И букеты у ребят: «Вот какие!» - вышли. Листики разные, Яркие букеты. Долго будем вспоминать Листопад мы этот! -Ребята, скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и будем на него любоваться.Воспитатель усаживает детей за столики. На подносах перед детьми пластилин красного и желтого цвета. Воспитатель показывает детям, как нужно оторвать кусочек пластилина и скатать маленький катышек, а затем прилепить его на деревце и примять пальчиком.-Вот какой красивый листочек у меня получился. А сейчас Ванечка тоже сделает листочек из пластилина и украсит им наше деревце. Молодец, Ванечка! А теперь Полина будет украшать деревце листочками.Дети по очереди под наблюдением воспитателя украшают деревце листочками.- Молодцы, ребята! Дружно трудились и очень красиво украсили наше деревце! Теперь мы будем любоваться на него, и вспоминать об осени!Дети вместе с воспитателем любуются деревцем, ищут на нем листочки, которые сами к нему прикрепляли.
Конкуренция(- -) - это тип взаимоотношений, при которых происходит борьба за одни и те же условия окружающей среды и ресурсы(пищу, убежище,воду и тд.). Это форма экологических отношений, которая сказывается отрицательно на обоих взаимодействующих организмах. Примеры: Конкурентные отношения между сорняками и культурными растениями; Волком и лисой; Конкуренция Дуба и Осины за солнечную энергию; Конкуренция Ласки, Горностая и Черного хорька за пищу(мыши); Внутривидовая конкуренция Сов за места гнездования.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели, Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит! Как называется, явление, когда падают листочки? Правильно, это листопад!-Ребята, а вы помните, на прогулке мы с вами собирали красивые кленовые листочки? Давайте сейчас с ними поиграем? Воспитатель раздает детям кленовые листочки и читает отрывок стихотворение С. Белова.Листопад, листопад,
Листья желтые летят,Дети с листочками бегут за воспитателем по кругу
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат,Кружатся с листочками.Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.Подняли ручки с листочками вверх и покружились.
Покружили и опять
На землю опустились спать.Присели и опустили листочки на пол. Ветер дунул – полетимМы туда, куда хотим. Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» - вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот! -Ребята, скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и будем на него любоваться.Воспитатель усаживает детей за столики. На подносах перед детьми пластилин красного и желтого цвета. Воспитатель показывает детям, как нужно оторвать кусочек пластилина и скатать маленький катышек, а затем прилепить его на деревце и примять пальчиком.-Вот какой красивый листочек у меня получился. А сейчас Ванечка тоже сделает листочек из пластилина и украсит им наше деревце. Молодец, Ванечка! А теперь Полина будет украшать деревце листочками.Дети по очереди под наблюдением воспитателя украшают деревце листочками.- Молодцы, ребята! Дружно трудились и очень красиво украсили наше деревце! Теперь мы будем любоваться на него, и вспоминать об осени!Дети вместе с воспитателем любуются деревцем, ищут на нем листочки, которые сами к нему прикрепляли.
Это форма экологических отношений, которая сказывается отрицательно на обоих взаимодействующих организмах.
Примеры:
Конкурентные отношения между сорняками и культурными растениями; Волком и лисой; Конкуренция Дуба и Осины за солнечную энергию; Конкуренция Ласки, Горностая и Черного хорька за пищу(мыши);
Внутривидовая конкуренция Сов за места гнездования.