Ознакомиться с методами получения накопительных и чистых культур мироорганизмов. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методики выделения чистых и накопительных культур из различных объектов окружающей среды. Научиться описывать культуральные свойства микроорганизмов. Оборудование и материалы: Спиртовка; бактериологическая петля и препаровальная игла; пробирки со свежеприготовленным скошенным мясопептонным агаром (МПА); чашки Петри с МПА; пробирки со стерильным обезжиренным молоком с добавлением 5 % этилового спирта; сырое молоко; гниющее мясо; бактериальная смесь №1 (состоящая, например, из чистых культур стафилококка и кишечной палочки) и бактериальная смесь №2 (состоящая из чистых культур бактерий рода Bacillus и бактерий, не образующих спор); микроскоп; иммерсионное масло; фильтровальная бумага; набор красок для окраски по Граму (фильтровальные бумажки с генцианвиолетом, растворы Люголя и фуксина рабочего); 96 %-ный этиловый спирт: лоток с рельсами для предметных стекол; промывалка; 1.1 КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.1 Понятие о чистой и накопительной культуре микроорганизмов Культивирование – выращивание микроорганизмов на питательных средах. При культивировании на питательных средах вырастают культуры микроорганизмов. Рост культуры – физиологический процесс, в результате которого увеличивается биомасса – масса клеточного вещества данного микроорганизма. Чистой культурой микроорганизма называют культуру микроорганизмов одного вида, представленную потомством одной клетки. Для выделения чистой культуры используют, как правило, плотные питательные среды, на которых каждая клетка вырастает в виде изолированной колонии – потомства микроорганизмов, образовавшееся из одной клетки. Выделение чистой культуры микроба является основой бактериологической работы, так как чаще всего исследуемый материал содержит смесь различных видов микробов. Чистые культуры нужны для изучения свойств микроорганизмов и установления их видовой принадлежности. Кроме того, чистые культуры
1)клеточная стенка, пластиды, вакуоли
2)Одно из важнейших биологических обобщений, утверждающее един- ство принципа строения и развития мира растений и мира животных, а так- же общность их происхождения - клеточная теория. Согласно клеточной теории основным структурным элементом растений и животных является клетка.
Открытие клеток и создание клеточной теории исторически не совпа- дают. Впервые клеточное строение у растений на срезах пробки и стеблей различных живых растений наблюдал под микроскопом Р. Гук, описавший свои наблюдения в сочинении «Микрография» (1665). Английский ботаник Н. Грю (1682) полагал, что стенки клеток образованы переплетенными во- локнами, наподобие текстиля, откуда и возник биологический термин «тка- ни» (рис. 1-1,2).
В XVIII веке в биологию начинает проникать мысль о единстве жи- вой природы. Попытку найти общие черты в строении растений и животных сделал К.Ф. Вольф. Он отмечал общность процессов развития «пузырьков», «зёрнышек» и «клеток» у растений и животных. Немецкий ученый Л. Окена указывал на построение организмов из «пузырьков» или «инфузорий». Но все это были лишь провозвестники будущей клеточной теории.
В начале XIX века изучение растений с микроскопа успеш- но продолжалось. Стало ясно, что клетки - не пустоты в общей массе рас- тительного вещества, а структуры, имеющие собственную оболочку
1)клеточная стенка, пластиды, вакуоли
2)Одно из важнейших биологических обобщений, утверждающее един- ство принципа строения и развития мира растений и мира животных, а так- же общность их происхождения - клеточная теория. Согласно клеточной теории основным структурным элементом растений и животных является клетка.
Открытие клеток и создание клеточной теории исторически не совпа- дают. Впервые клеточное строение у растений на срезах пробки и стеблей различных живых растений наблюдал под микроскопом Р. Гук, описавший свои наблюдения в сочинении «Микрография» (1665). Английский ботаник Н. Грю (1682) полагал, что стенки клеток образованы переплетенными во- локнами, наподобие текстиля, откуда и возник биологический термин «тка- ни» (рис. 1-1,2).
В XVIII веке в биологию начинает проникать мысль о единстве жи- вой природы. Попытку найти общие черты в строении растений и животных сделал К.Ф. Вольф. Он отмечал общность процессов развития «пузырьков», «зёрнышек» и «клеток» у растений и животных. Немецкий ученый Л. Окена указывал на построение организмов из «пузырьков» или «инфузорий». Но все это были лишь провозвестники будущей клеточной теории.
В начале XIX века изучение растений с микроскопа успеш- но продолжалось. Стало ясно, что клетки - не пустоты в общей массе рас- тительного вещества, а структуры, имеющие собственную оболочку