Перші спорові рослини, як вважають учені, з'явилися близько 430 млн років тому. Це були численні види плаунів, хвощів, папоротей. Більшість з них вимерло ще 250 мли років до н. є. Вижили три роди плаунів, один рід хвощів, а папоротеподібні представлені 300 родами. Як можна пояснити таку відмінність чисельності трьох відділів вищих спорових? У чому проявляється найбільш досконала пристосованість до життя на суші в папоротей порівняно з плаунами й хвощами? Відповідь обгрунтуйте.
Экология растений — раздел экологии, изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами, а также между растениями и средой их обитания
Экологическая наука вбирает в себя ряд других наук: физику, химию, метеорологию, физиологию растений, биохимию, агрохимию, морфологию растений, почвоведение и др. Ее интересует среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое и косвенное воздействие. Элементы среды обитания, нужные для растений, называются факторами жизнедеятельности растений. Экология познает эти факторы в их совокупном воздействии на рост, развитие и продуктивность растений; изучает противоречия между средой и растениями и пути их разрешения, влияния растений на среду.
В природе каждый растительный вид использует лишь определенную (небольшую) часть энергетических и материальных ресурсов и занимает свое место в пространстве и времени. Это место называется экологической нишей. В дикой природе эта ниша позволяет до некоторой степени ослабить конкуренцию со стороны других видов, а в культуре человек совершенно избавляет растения от этого, используя только их полезные взаимодействия друг с другом.
2. Растение и среда его обитания
Жизнь растения, как и всякого другого живого организма, представляет сложную совокупность взаимосвязанных процессов; наиболее существенный из них, как известно, обмен веществ с окружающей средой. Среда является тем источником, откуда растение черпает пищевые материалы, затем перерабатывает их в своем теле, создавая такие же вещества, как те, из которых состоит тело растения,— совершается усвоение почерпнутых из среды веществ, их ассимиляция. Одновременно с этим процессом в организме совершается разрушение составных частей тела; разложение их на более простые. Этот противоположный процесс называют диссимиляцией. Ассимиляция, диссимиляция, неразрывно связанное с ними поступление веществ из окружающей среды и выделение в среду ненужных, отработанных — все это и есть обмен веществ. Следовательно, обменные явления тесно связывают организм растения со средой. Связь эта двоякая. Во-первых, растение оказывается зависимым от среды. В среде должны быть все необходимые для жизни растения материалы. Недостача, тем более отсутствие той или иной категории пищевых материалов должны привести к замедлению или даже прекращению жизненных явлений, к смерти. Во-вторых, поглощая из среды питательные вещества и выделяя в среду продукты своей жизнедеятельности (например, в форме опадающих листьев, омертвевших поверхностных слоев коры и т. п.), растение изменяет окружающую его среду. Следовательно, не только растение зависит от среды, но и среда всегда в какой-то мере зависит от растений.
Изменения среды растениями связаны не только с внесением в нее продуктов обмена веществ, но и с той физической работой, которую осуществляет растение. Когда корни растения внедряются в почву, они производят механическую работу разрушения или местного уплотнения субстрата. Работа, производимая растением, не ограничивается механическим воздействием на субстрат. В сущности, все физиологические функции растения представляют определенные формы работы. Это подводит к представлению о связях между растениями и средой и в ином плане: всякая работа связана с затратой энергии. Но энергия, как известно, «не исчезает и не творится вновь». Поэтому если растение расходует энергию, то, очевидно, оно должно откуда-то ее получать.
1) Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют: [2] органом (орган - часть организма человека, образованная совокупностью тканей, занимающая определённое место в организме и выполняющая определённые функции)
2) Выяснение размеров листа клёна остролистного является: [2] измерением (измерение - метод, в ходе которого измеряются характеристики объекта)
3) Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?: [4] образовательная (только клетки образовательной ткани растения имеют делиться)
4) Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ: [1] бактерии (бактерии-редуценты или бактерии-сапротрофы питаются мёртвыми организмами, разлагая их органические вещества до неорганических)
5) Грибы размножаются: [3] спорами (у многоклеточных грибов в спорангиях созревают споры, которыми они и размножаются)
6) Тело лишайников образовано организмами: [2] грибом и водорослью (лишайник - симбиоз гриба и водоросли: гриб получает от водоросли органические вещества, а водоросль от гриба получает неорганические)
7) Дуб и клен произрастают в: [3] широколиственном лесу (в широколиственном лесу обитают покрытосеменные деревья с широкими листовыми пластинками)
8) Установите соответствие между животным и средой его обитания:
А. крот - 2. почвенная (крот - почвенное млекопитающее)
Б. тюлень - 1. водная (тюлень - млекопитающее, имеющее при к жизни как в водной, так и в воздушной среде)
В. стриж - 3. наземно-воздушная (стриж - подотряд относительно малых стрижеобразных птиц)
Г. заяц - 3. наземно-воздушная (заяц - млекопитающее, которое живёт на травянистом ярусе биогеоценоза)
Д. акула - 1. водная (акула является представителем хищных хрящевых рыб)
9) Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили: ковыль, так как все остальные перечисленные организмы - млекопитающие животные, а ковыль - травянистое растение.
10) Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?: [2, 3, 5] ель, кедр, сосна
11) А. В какой среде обитания живет рысь?: [3] наземно-воздушная (рысь - представитель семейства кошачьих отряда хищников, ведущая свою жизнедеятельность в наземно-воздушной среде)
Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях: [2] Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает: [1, 4] тундра, тайга (рысь встречается как в лесотундре, так и в тайге)
12) 1) Развитый подбородочный выступ в связи с появлением членораздельной речи.
2) Большой объём головного мозга.
3) Высокий рост (от 160 до 200 сантиметров).
4) Сглаженные надбровные валики.
5) Появление абстрактного мышления (так как могут что-то рисовать).
6) Усложнение труда и при к нему.