мхи (моховидные, бриофиты) , отдел высших растений. преимущественно многолетние растения, характеризующиеся групповыми формами роста (дерновинки, куртинки, подушки) . органы полового размножения — архегонии и антеридии, бесполого — спорогон (диплоидный) , которым у мхов представлен спорофит. ок. 20 тыс видов (ок. 1000 родов) , распространены по всему земному шару, растут повсеместно. 3 класса: антоцеротовые, печеночные и листостебельные.
нередко способствуют заболачиванию почв, ухудшают качество лугов. на торфяных болотах составляют основную массу торфа. используют в медицине ( антибиотическими свойствами) , также в качестве подстилки для скота, изготовления плит в строительстве.
пла˜ун (ликоподиум) , род вечнозеленых травяных растений семейства плауновых ок. 10 видов, преимущественно в лесной зоне северного полушария. споры плаунов — ликоподий — используют в фармацевтической промышленности и литейном производстве.
плаунов˜идные (плаунообразные) , отдел высших споровых растений. многолетние, обычно вечнозеленые растения с дихотомическим ветвлением. на хорошо развитом стебле спирально, или мутовчато расположены небольшие листовидные органы (энаций) . в почве закрепляются при корневищ, на которых образуются придаточные корни. характерной особеностью плауновидных является ограниченность в росте из-за того, что верхушечная меристема со временем теряет способность к делению. у некоторых видов спорофиллы по форме, размерам и цвету похожи на вегетативные побеги. чередуясь с ними, спорофиллы образуют особые спороносные зоны или собираются в расположенные на концах стеблей спороносные «колоски» (стробилы) . среди плауновидных есть как равно-, так и разноспоровые растения. гаметофиты обоеполые или разнополые. время их развития сильно варьирует у представителей разных классов и составляет от 1-3 недель до 15 лет. для оплодотворения необходима капельно-жидкая вода
Решение любой генетической задачи обычно составляет несколько этапов:
1)знакомство с содержанием задачи;
2)краткая запись условия задачи;
3)запись генотипов родителей (если они известны);
4)запись гамет каждого родителя;
5)запись генотипов потомства;
6)анализ потомства по генотипу и фенотипу (по решетке Пеннета или по
формулам расщепления);
7)поиск ответа на конкретней во задачи;
8)запись ответа задачи.
При знакомстве с содержанием задачи, прежде всего, необходимо уяснить
смысл главного во и определить, все ли необходимые для решения задачи
сведения сообщаются в условии. Если нет, то в процессе решения необходимо
восстановить недостающие звенья.
Условие задачи записывают в левом верхнем углу страницы и отделяют от
хода решения вертикальной линией справа. Если в задаче прямо не указаны
генотипы родителей, то при записи условия удобнее писать лишь их фенотипы, а
генотип восстанавливать уже непосредственно при решении, как недостающее
звено.
Решение задачи начинают в правой верхней части страницы. При решении задач принято использовать буквенную символику, предложенную Г. Менделем. Гены принято обозначать буквами, причем неаллельные гены, которые
определяют развитие разных пар альтернативных признаков, разными буквами.
При этом доминантные аллели обозначаются прописной (заглавной) буквой, а
рецессивные - строчной (малой) буквой. Так, если гены, отвечающие за цвет
глаз обозначить буквой (А), то гены, обусловливающие развитие другого признака (формы волос) обозначают, например, буквой (В). Причем аллельные гены, обусловливающие карий цвет глаз (доминантный признак) и голубой цвет
глаз (рецессивный признак), нужно будет обозначить, соответственно (А) и (а).
Аллели гена (В), отвечающие за курчавые (доминантный признак) и гладкие волосы (рецессивный признак), необходимо обозначить, соответственно, (В) и (b).
В связи с тем, что в соматических клетках организма находятся по две гомологичные хромосомы, то и аллелей одного гена всегда два. Организмы, у которых в гомологичных хромосомах находятся одинаковые аллели одного гена,
называют гомозиготными и обозначают (АА или аа) и (ВВ или bb). Те организмы, у которых в гомологичных хромосомах находятся разные аллели генов, называют гетерозиготными и обозначают (Аа, Вb).
В генетических схемах особи мужского пола обозначают знаком ♂, а
женские - ♀. В первой строке выписывают генотипы родителей. В начале этой
мхи (моховидные, бриофиты) , отдел высших растений. преимущественно многолетние растения, характеризующиеся групповыми формами роста (дерновинки, куртинки, подушки) . органы полового размножения — архегонии и антеридии, бесполого — спорогон (диплоидный) , которым у мхов представлен спорофит. ок. 20 тыс видов (ок. 1000 родов) , распространены по всему земному шару, растут повсеместно. 3 класса: антоцеротовые, печеночные и листостебельные.
нередко способствуют заболачиванию почв, ухудшают качество лугов. на торфяных болотах составляют основную массу торфа. используют в медицине ( антибиотическими свойствами) , также в качестве подстилки для скота, изготовления плит в строительстве.
пла˜ун (ликоподиум) , род вечнозеленых травяных растений семейства плауновых ок. 10 видов, преимущественно в лесной зоне северного полушария. споры плаунов — ликоподий — используют в фармацевтической промышленности и литейном производстве.
плаунов˜идные (плаунообразные) , отдел высших споровых растений. многолетние, обычно вечнозеленые растения с дихотомическим ветвлением. на хорошо развитом стебле спирально, или мутовчато расположены небольшие листовидные органы (энаций) . в почве закрепляются при корневищ, на которых образуются придаточные корни. характерной особеностью плауновидных является ограниченность в росте из-за того, что верхушечная меристема со временем теряет способность к делению. у некоторых видов спорофиллы по форме, размерам и цвету похожи на вегетативные побеги. чередуясь с ними, спорофиллы образуют особые спороносные зоны или собираются в расположенные на концах стеблей спороносные «колоски» (стробилы) . среди плауновидных есть как равно-, так и разноспоровые растения. гаметофиты обоеполые или разнополые. время их развития сильно варьирует у представителей разных классов и составляет от 1-3 недель до 15 лет. для оплодотворения необходима капельно-жидкая вода
Решение любой генетической задачи обычно составляет несколько этапов:
1)знакомство с содержанием задачи;
2)краткая запись условия задачи;
3)запись генотипов родителей (если они известны);
4)запись гамет каждого родителя;
5)запись генотипов потомства;
6)анализ потомства по генотипу и фенотипу (по решетке Пеннета или по
формулам расщепления);
7)поиск ответа на конкретней во задачи;
8)запись ответа задачи.
При знакомстве с содержанием задачи, прежде всего, необходимо уяснить
смысл главного во и определить, все ли необходимые для решения задачи
сведения сообщаются в условии. Если нет, то в процессе решения необходимо
восстановить недостающие звенья.
Условие задачи записывают в левом верхнем углу страницы и отделяют от
хода решения вертикальной линией справа. Если в задаче прямо не указаны
генотипы родителей, то при записи условия удобнее писать лишь их фенотипы, а
генотип восстанавливать уже непосредственно при решении, как недостающее
звено.
Решение задачи начинают в правой верхней части страницы. При решении задач принято использовать буквенную символику, предложенную Г. Менделем. Гены принято обозначать буквами, причем неаллельные гены, которые
определяют развитие разных пар альтернативных признаков, разными буквами.
При этом доминантные аллели обозначаются прописной (заглавной) буквой, а
рецессивные - строчной (малой) буквой. Так, если гены, отвечающие за цвет
глаз обозначить буквой (А), то гены, обусловливающие развитие другого признака (формы волос) обозначают, например, буквой (В). Причем аллельные гены, обусловливающие карий цвет глаз (доминантный признак) и голубой цвет
глаз (рецессивный признак), нужно будет обозначить, соответственно (А) и (а).
Аллели гена (В), отвечающие за курчавые (доминантный признак) и гладкие волосы (рецессивный признак), необходимо обозначить, соответственно, (В) и (b).
В связи с тем, что в соматических клетках организма находятся по две гомологичные хромосомы, то и аллелей одного гена всегда два. Организмы, у которых в гомологичных хромосомах находятся одинаковые аллели одного гена,
называют гомозиготными и обозначают (АА или аа) и (ВВ или bb). Те организмы, у которых в гомологичных хромосомах находятся разные аллели генов, называют гетерозиготными и обозначают (Аа, Вb).
В генетических схемах особи мужского пола обозначают знаком ♂, а
женские - ♀. В первой строке выписывают генотипы родителей. В начале этой