Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой,
а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов
и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.
Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что взаимодействие организма
с окружающей средой осуществляется с безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.
Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).
К особенностям высшей нервной деятельности детей относится
и сравнительно слабая подвижность нервных процессов быстро реагировать на изменение окружающей среды). Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и одевайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: «Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку».
Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.
В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.
Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.
Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.
В4. Установите соответствие между внутренним органом и его характеристикой.
1. Двенадцатиперстная кишка - б) Начальная часть тонкой кишки, в) Происходит основной процесс переваривания пищи, г) Открываются протоки поджелудочной железы и печени 2. Печень - а) Самая крупная железа организма человека, д) Вредные вещества поступающие с кровью обеззараживаются, е) Создаются необходимые аминокислоты
В5. Вставьте в текст «Строение зубов» пропущенные слова из предложенного перечня.
Человек рождается без зубов. Первые зубы появляются к 1) 3-4 месяца (А). У взрослого человека 5) 32 (Б). Они расположены на верхней и нижней челюсти, по 6) 16 (В) на каждой. Передние зубы называют 8) резцы (Г), их восемь. За ними находятся 11) 4 (Д) заостренных клыка. 8) резцами (Г) и клыками человек откусывает пищу. Разжевывают, измельчают и перетирают их 13) малые коренные (Е) и 14) большие коренные (Ё).
Часть С. С1. Известно, что здоровые зубы – важное условие сохранения здоровья человека. Объясните почему?
Потому что во-первых зубы нужны для пережевывания, даже при частичном отсутствии данных, будет нарушаться работа ЖКТ. Во-вторых кариес зубов (разрушение эмали) - попадают бактерии и начинает развиваться инфекция. В конечном итоге она может проникнуть достаточно, для того чтобы развились заболевания сердечно-сосудистой системы.
С2. Прочитайте текст, найдите в нем предложения, в которых содержаться биологические ошибки.
1. Поджелудочная железа вырабатывает панкреатический сок, который действует на все питательные вещества пищи (белки, жиры, углеводы).
3. Белки распадаются до аминокислот, крахмал — до глюкозы, жиры — до глицерина и жирных кислот.
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой,
а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов
и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.
Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что взаимодействие организма
с окружающей средой осуществляется с безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.
Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).
К особенностям высшей нервной деятельности детей относится
и сравнительно слабая подвижность нервных процессов быстро реагировать на изменение окружающей среды). Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и одевайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: «Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку».
Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.
В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.
Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.
Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.
Не знаю точно но вроде правильно.
1. Кишечный сок вырабатывается в :
б) железах тонкой кишки
2. Железы желудка выделяют:
г) желудочный сок
3. Желчь вырабатывается:
б) печенью
4. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма через:
г) прямую кишку
5. В процессе пищеварения белки расщепляются до:
б) Аминокислот
6. Пережеванная, смоченная слюной пища из ротовой полости попадает вначале в:
а) пищевод
7. С пищей человек получает:
в) Неорганические и органические вещества
8. В ротовую полость открываются протоки:
г) слюнных желез
9. Протоки печени открываются в:
а) двенадцатиперстную кишку
10. Протоки поджелудочной железы открываются в:
в) двенадцатиперстную кишку
11. Всасывание питательных веществ происходит в основном в:
в) тонком кишечнике
12.Не переваренные остатки пищи накапливаются в:
а) толстой кишке
Часть В
В1. Для пищеварительной системы человека характерно наличие…
2. Толстого кишечника после тонкого, 5. 32 – х постоянных зубов, 6. Поджелудочной железы в районе тонкого кишечника.
В2. В тонком кишечнике под действием поджелудочного сока…
1. Происходит основное переваривание пищи, 3. Крахмал до глюкозы, 4. Всасывание питательных веществ кишечными ворсинками
В3. Установите правильную последовательность расположения органов пищеварения у человека.
а) ротовая полость, в) глотка, д) пищевод, б) желудок, г) тонкая кишка, е) толстая кишка
В4. Установите соответствие между внутренним органом и его характеристикой.
1. Двенадцатиперстная кишка - б) Начальная часть тонкой кишки, в) Происходит основной процесс переваривания пищи, г) Открываются протоки поджелудочной железы и печени
2. Печень - а) Самая крупная железа организма человека, д) Вредные вещества поступающие с кровью обеззараживаются, е) Создаются необходимые аминокислоты
В5. Вставьте в текст «Строение зубов» пропущенные слова из предложенного перечня.
Человек рождается без зубов. Первые зубы появляются к 1) 3-4 месяца (А). У взрослого человека 5) 32 (Б). Они расположены на верхней и нижней челюсти, по 6) 16 (В) на каждой. Передние зубы называют 8) резцы (Г), их восемь. За ними находятся 11) 4 (Д) заостренных клыка. 8) резцами (Г) и клыками человек откусывает пищу. Разжевывают, измельчают и перетирают их 13) малые коренные (Е) и 14) большие коренные (Ё).
Часть С.
С1. Известно, что здоровые зубы – важное условие сохранения здоровья человека. Объясните почему?
Потому что во-первых зубы нужны для пережевывания, даже при частичном отсутствии данных, будет нарушаться работа ЖКТ. Во-вторых кариес зубов (разрушение эмали) - попадают бактерии и начинает развиваться инфекция. В конечном итоге она может проникнуть достаточно, для того чтобы развились заболевания сердечно-сосудистой системы.
С2. Прочитайте текст, найдите в нем предложения, в которых содержаться биологические ошибки.
1. Поджелудочная железа вырабатывает панкреатический сок, который действует на все питательные вещества пищи (белки, жиры, углеводы).
3. Белки распадаются до аминокислот, крахмал — до глюкозы, жиры — до глицерина и жирных кислот.