Практическая работа №6 Самооценка характера. Проект самовоспитания
I. Самооценка характера.
Цель: научиться проводить самооценку характера и адекватно оценивать положительные и отрицательные черты своего характера.
Порядок выполнения работы
1. Внимательно прочитайте слова, которые характеризуют отдельные качества личности (черты характера).
Доброта, жадность, зависть, щедрость, злость, милосердие, тщеславие, порядочность, эгоизм, оптимизм, жестокость, аккуратность, равнодушие, вежливость, безответственность, выдержка, трусость, умение прощать, лживость, умение слушать, грубость, жизнерадостность, лицемерие, мудрость, лень, чувство юмора, наглость, творчество, трудолюбие, неряшливость, гостеприимность, нерешительность, сообразительность, неорганизованность, смелость.
2. Из черт характера, которые вы прочитали, выберите 15, соответствующих вашему идеалу человека. Запишите их в тетради.
3. Из черт характера, которые вы прочитали, выберите 15, каких не должно быть у вашего идеала человека. Запишите их в тетради.
4. Из черт характера, которые вы прочитали, выберите 15, какие, по вашему мнению, присущи вам. При этом выбор необходимо сделать по системе «да — нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее проявления. Запишите их в тетради.
5. Обработка результатов.
Число положительных черт, которые, по вашему мнению, вам присущи, поделите на число положительных черт вашего идеала. Если результат близок к единице, то вы, скорее всего, себя переоцениваете, а результат, приближенный к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности. Результат, приближенный к 0,5, свидетельствует об адекватной самооценке.
Число отрицательных черт, которые, по вашему мнению, вам присущи, поделите на число отрицательных черт, которых не должно быть у вашего идеала человека. Результат, приближенный к нулю, свидетельствует о вашей завышенной самооценке, результат, близкий к единице, — о заниженной самооценке, результат, приближенный к 0,5, свидетельствует об адекватной самооценке.
6. Сделайте выводы.
II. Проект самовоспитания.
Цель: научиться составлять план самовоспитания и осуществлять его.
Оборудование и материалы: дневник, в котором записан поэтапный план самовоспитания и результаты его осуществления.
Порядок выполнения работы
1. Выберите девиз своего проекта самовоспитания. Например: «Самовоспитание требует очень важного, сильного стимула — чувства собственного достоинства, уважения к себе, желания стать сегодня лучшим, чем был вчера». (В. А. Сухомлинский)
2. ответьте на вопрос:
— Что побуждает меня заниматься самовоспитанием?
— Каких главных целей я стремлюсь достичь при самовоспитания?
— Какие приемы самовоспитания я знаю и могу использовать в работе над собой?
— Какие трудности я испытываю при самовоспитании и как я их преодолеваю?
— Требуется ли мне в процессе самовоспитания?
3. Определите:
— к какому идеалу вы будете стремиться;
— какие черты должны сформировать для его достижения;
— от каких недостатков должны избавиться для его достижения.
4. Сформулируйте цель и разработайте проект деятельности по поводу самовоспитания. Определите: что, когда и как следует сделать, чтобы совершенствовать одни качества и избавиться от других, достичь поставленных целей.
5. Определите, как вы будете осуществлять саморегуляцию, самоконтроль, самоанализ, самооценку, коррекцию целей и задач, поиск оптимальных средств и самовоспитания.
6. Начните систематически работать над проектом.
Вывод
Органоиды, имеющие самую разнообразную форму – от сферической до нитевидной. Внутри митохондрий имеются складки от 0,2 до 0,7 мкм. Внешняя оболочка митохондрий имеет двухмембранную структуру. Наружная мембрана гладкая, а на внутренней имеются выросты крестообразной формы с дыхательными ферментами.
Ферменты на мембранах обеспечивают синтез АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты).
Энергетическая функция. Митохондрии обеспечивают поставки энергии в клетку за счет высвобождения ее при распаде АТФ.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
Система оболочек в цитоплазме, которая образует каналы и полости. Бывает двух типов: гранулированная, на которой имеются рибосомы и гладкая.
Обеспечивает процессы по синтезу питательных веществ (белков, жиров, углеводов).
На гранулированной ЭПС синтезируются белки, на гладкой – жиры и углеводы.
Обеспечивает циркуляцию и доставку питательных веществ внутри клетки.
Пластиды (органоиды, свойственные только растительным клеткам) бывают трех видов:
Двухмембранные органоиды
Лейкопласты
Бесцветные пластиды, которые содержатся в клубнях, корнях и луковицах растений.
Являются дополнительным резервуаром для хранения питательных веществ.
Хлоропласты
Органоиды овальной формы, имеющие зеленый цвет. От цитоплазмы отделяются двумя трехслойными мембранами. Внутри хлоропластов находится хлорофилл.
Преобразуют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца.
Хромопласты
Органоиды, от желтого до бурого цвета, в которых накапливается каротин.
появлению у растений частей с желтой, оранжевой и красной окраской.
Лизосомы
Органоиды округлой формы диаметром около 1 мкм, имеющие на поверхности мембрану, а внутри – комплекс ферментов.
Пищеварительная функция. Переваривают питательные частицы и ликвидируют отмершие части клетки.
Комплекс Гольджи
Может быть разной формы. Состоит из полостей, разграниченных мембранами. Из полостей отходят трубчатые образования с пузырьками на концах.
Образует лизосомы.
Собирает и выводит синтезируемые в ЭПС органические вещества.
Клеточный центр
Состоит из центросферы (уплотненного участка цитоплазмы) и центриолей – двух маленьких телец.
Выполняет важную функцию для деления клетки.
Клеточные включения
Углеводы, жиры и белки, которые являются непостоянными компонентами клетки.
Запасные питательные вещества, которые используются для жизнедеятельности клетки.
Органоиды движения
Жгутики и реснички (выросты и клетки), миофибриллы (нитевидные образования) и псевдоподии (или ложноножки).
Выполняют двигательную функцию, а также обеспечивают процесс сокращения мышц.
Ядро. Состоит из пористой ядерной оболочки,ядерного сока,ядрышка,хроматина и других не менее важных компонентов,обеспечивает хранение наследственной информации,регуляцию жизнедеятельности клетки,участвует в биосинтезе белка.
Цитоплазма. Полужидкая среда клетки. Действует как вместилище органоидов,среда для транспорта веществ и протекания клеточных реакций.
Цитоплазматическая мембрана. Липидно-белковый слой,покрывающий клетку. Одновременно разграничивает соседние клетки и обеспечивает транспорт.
ЭПС. Упорядоченная система,состоящая из множества полостей и канальцев. Функции -- транспорт,как внутриклеточный,так и внеклеточный,синтез белков,жиров и углеводов.
Аппарат Гольджи. Система,состоящая из полостей и пузырьков. Синтезирует углеводы и жиры,формирует лизосомы,пакует и транспортирует органические вещества.
Рибосомы. Мелкие,чаще всего шарообразные. Функция одна -- синтез белка.
Митохондрии. Двумембранные органоиды,внутри имеют выросты-кристы и внутреннюю среду -- матрикс. Синтезируют АТФ,собственные белки.
Лизосомы. Чаще всего овальные органоиды,представляющие собой полые пузырьки. Функция -- пищеварительная,за счёт ферментов могут расщеплять составляющие клетки.
Хлоропласты (свойственны только растительным клеткам). Двумембранные органоиды,внутреннее пространство которых включает в себя стопки тилакоидов -- граны и внутреннее содержимое -- строму. Функция -- фотосинтез. Бесцветная разновидность хлоропластов -- лейкопласты -- накапливают питательные вещества. Хромопласты обеспечивают окраску листьев,плодов и др.
Вакуоль (только для растительной клетки). Полый крупный органоид,заполненный клеточным соком. Поддерживает форму клетки,запасает вещества.