- •Практическая работа «Биологические системы вокруг нас»
1. Найдите неподалёку от вашей школы природные и антропогенные (соз-
данные и поддерживаемые человеком) экологические системы (экосистемы):
хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес, луг, озеро, реку, пруд, боло-
то, парк, пастбище, сад, поле, огород.
2. Выберите одну из экосистем и детально её изучите. Обратите внимание
на видовой состав экосистемы (для определения видов используйте дополни-
тельную литературу, справочники, определители, Интернет). Какие организ-
мы преобладают в экосистеме? С чем это связано?
3. Попытайтесь сфотографировать отдельные организмы обитателей
экосистемы: деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, червей, на-
секомых, моллюсков, рыб, лягушек, ящериц, птиц, млекопитающих. Поду-
майте, какое влияние на эти организмы оказывает неживая природа и дея-
тельность человека. Используя Интернет, пайдите сведения об образе жизни
этих организмов. Какое значение они имеют для экосистемы?
4. Сфотографируйте обеций вид экосистемы. Какие связи существуют
между организмами в экосистеме? Как организмы связаны с неживой приро-
дой? Какие компоненты экосистемы являются производными жизнедеятель-
ности организмов? Представьте связи между организмами экосистемы в виде
схемы (используйте для этого сделанные вами фотографии).
5. Результаты работы оформите в виде проекта.
1) Плотность среды невысокая, она очень богата кислородом, солнечный свет представлен в ней с избытком, характерен широкий диапазон температурных колебаний и других воздействующих на организмы факторов, она создает необходимость в постоянном движении для выживания животных и предоставляет наилучшие условия для активного роста растений.
Для обитателей данной среды характерно наибольшее разнообразие формы тела, поскольку именно в наземно-воздушной среде представлена наибольшая вариативность разнообразных факторов, влияющих на организмы, которым, соответственно, необходимо для выживания развивать совершенно разные при в том числе и иметь разную форму тела.