Практическая работа. Признаки растений семейств Крестоцветные, Розоцветные.
Оборудование: любое растение из семейства Крестоцветные и Розоцветные.
Ход работы
1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.
2. Определите тип корневой системы (стержневая или моч¬коватая). О принадлежности к какому классу это может свиде¬тельствовать?
3. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся и т. д.).
4. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки или сложный, цельный или изре¬занный), тип листорасположения.
5. Рассмотрите соцветие и определите, к какому типу оно от¬носится.
6. Зарисуйте растение, подпишите его название и укажите его основные признаки.
7. Рассмотрите влажный препарат цветка. При препа¬ровальных игл аккуратно разберите его на основные части. Опре¬делите количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. Определите, какие из частей цветка являются сросшимися (если такие есть).
8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.
9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз¬можности изобразите диаграмму цветка.
10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.
11. Зарисуйте и подпишите плод.
12. Обобщите полученные результаты и на основании их сделай¬те вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные и розоцветные.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
1. Написать формулы цветков всех комнатных растений, ко¬торые цветут в данный момент дома. Попробовать изобразить диаграммы этих цветков.
2. Подготовить доклад об интересных растениях семейства крестоцветные, а также о растениях из этого семейства, которые человек употребляет в пищу.
Сапротрофы - это организмы, которые питаются органическими веществами мёртвых организмов или выделениями живых. Примерами могут выступать бактерии
Паразиты - организмы которые питаются органическими веществами живых организмов, как питательными веществами
Симбионты - организмы, которые при взаимоотношении с организмами других видов дают взаимную или одностороннюю выгоду
Примеры:К ним относятся бактерии, ахтиномицеты, грибы, а также сапрофиты (паразитические цветковые растения и некоторые водоросли). Среди животных сапротрофами (сапрофагами) являются жуки-мертвоеды, навозники, дождевые черви, гиены, грифы, вороны и др.
2. Годичные слои ели хорошо видны на всех разрезах; поздняя древесина несколько отличается от ранней более темным цветом. Годичные слои сосны хорошо видны на всех разрезах с четкой границей между ранней и поздней древесиной.
3. В отличие от сосны ель имеет более крупные сучки расположенные мутовками, между которыми попадаются одиночные сучки меньших размеров.
4. Ель менее смолиста и лучше гнется, чем сосна, но обрабатывать ее труднее из-за обилия и твердости сучков.
5. Древесина ели однороднее сосны и она менее подвержена растрескиванию при высыхании и усадке сруба. У сосны гораздо чаще встречаются табачные сучки, чем у ели.
6. Древесина сосны по запаху сильней, чем древесина ели. Сосна, сама по себе, более смолиста, за счёт чего, запах сосны «ярче» выражен, чем у ели. Сосна, даже после покрытия лаком, держит своё благоухание годами.