ПРАКТИЧНА РОБОТА 7
Тема: Визначення форм поведінки (або типів угруповань) тварин (по
відео матеріалами або описом).
Мета: навчитися визначати форми поведінки тварин (типи спільнот),
аналізуючи відеоматеріали.
Устаткування і матеріали: відеоматеріали з фрагментами поведінки
різних форм або опису різних угруповань тварин.
Хід роботи
1. Перегляньте запропоновані в підручнику або вчителем відео
фрагменти.
2. Визначте види тварин, які зображені в них.
3. Визначте, які форми поведінки ви гали.
4. Визначте: досліджена поведінка є вродженою або набутою?
5. Що забезпечується такою поведінкою тварини?
6. Зробіть висновки про значення розглянутих форм поведінки в
житті тварин (або типу угруповання).
Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.
Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.
Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.
Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.
Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства исцелять, предохранять от опасности на охоте и т. п.).
Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.
Ученые долго ломали голову: куда отнести грибы — к растениям или к животным, ведь у грибов находили признаки и тех и других. В XVIII—XIX веках установили, что грибы развиваются из спор, что гриб состоит из подземной части — грибницы и плодового тела. Грибница — это многолетние растительные нити, время от времени дающие жизнь плодовым телам, которые мы называем грибами. Ее легко заметить, если приподнять лесную подстилку. Растет грибница кругами. Причем нити, находящиеся внутри круга, постепенно отмирают. Плодоносят же нити, образующие внешнюю сторону круга. Этим и объясняется загадка «ведьминых кругов» . Большинство шляпочных грибов нашего леса растут в симбиозе с деревьями, образуя на корнях деревьев грибокорень, или микоризу. Причем некоторые виды грибов «обживают» строго определенный вид деревьев. Так, обабок грабовый растет только под грабом. Однако более половины видов грибов (например, поплавок серый, скрипица, валуй и др к симбиозу с несколькими видами деревьев. Почти треть шляпочных грибов России относится к сапрофитам. Особенность этих грибов состоит в том, что они используют для питания мертвые органические вещества, а также участвуют в разложении отмирающих органических веществ. Это — настоящие санитары леса. К грибам-сапро-фитам относятся дождевики, шампиньоны, навозники и другие.
Живут грибы недолго. До средних размеров грибы вырастают за 3—6 дней, а в возрасте 10—14 дней начинают загнивать и разлагаться. Впрочем, есть среди грибов и долгожители. Трутовики обычно растут от двух до пяти лет, но иногда встречаются экземпляры 10—20-летнего возраста.
По степени съедобности их обычно делят на четыре группы.
Съедобные грибы в эту группу входят грибы, которые можно использовать в пищу без предварительной обработки, то есть после чистки сразу жарить, тушить и т. д.
Условно съедобные грибы в сыром виде ядовиты или обладают горечью. После варки ядовитые или горькие вещества растворяются в воде и грибы становятся пригодными к употреблению в пищу. К условно съедобным относятся те, которые можно использовать только после сушки, вымачивания и других видов предварительной обработки. Следует заметить, что некоторые условно съедобные грибы (например, сморчки, рядовка фиолетовая, волнушки) отличаются очень высокими вкусовыми качествами.
Несъедобные грибы отличаются, как правило, неприятным запахом или вкусом или имеют очень жесткую мякоть.
Ядовитые грибы обладают токсичностью, не исчезающей после обработки.