Практична робота No З
Тема. Порівняння будови мохів, папоротей та покритонасінних
(квіткових) рослин.
Мета: порівняти будову мохів, папоротей і квіткових рослин; вста-
новити риси ускладнення організації цих рослин та його причини.
Обладнання: живі, гербарні або фіксовані зразки політриха,
щитника чоловічого (або іншої папороті) та квіткової рослини,
лупа, ілюстративний матеріал.
Хід роботи
1. Розгляньте будову моху — політриха звичайного (зозулин льон).
а) Розгляньте живі, фіксовані або гербарні зразки політриха
звичайного, зверніть увагу на ризоїди, листки моху.
б) Порівняйте розглянуті зразки з рисунком.
в) Виконайте відповідні цифрові позначення на рисунку.
листки;
стебло;
ризоїди;
коробочка.
а ) Розгляньте живі або гербарні зразки щитника чоловічого або
іншої папороті. Порівняйте з мохом.
б) Знайдіть листки, кореневище, корені.
в ) Де в папороті утворюються спори?__
Г) Зробіть відповідні цифрові позначення на рисунках.
— листки;
— кореневище;
— корінь;
— купки спорангіїв.
3. Розгляньте будову квіткової рослини.
а) ' Розгляньте живі або гербарні зраз-
ки квіткової рослини.
Порівняйите з папороттю.
б ) Знайдіть корені, стебло, листки.
в ) Які органи з’явилися у цих рослин?
г ) Де у квіткових рослин утворюється насіння?
Д) Виконайте відповідні цифрові позначення на рисунках.
— листки;
— стебло;
коріння;
— квітка;
— плід;
— насіння.
1
4. Заповніть порівняльну таблицю вивчених рослин.
Ознаки Мохоподібні
■
.
Папороте-
подібні Квіткові
1. Наявність коренів
чи ризоїдів
2. Наявність листків,
їхня розвиненість
3. Рослини спорові
чи насінні
.
4. Наявність квіток,
плодів '
'
5. Види
розмноження
6. Місце утворення
спор чи насіння
7. Необхідність води
для запліднення
У підсумку укажіть:
1 спільні ознаки мохів, папоротей, квіткових рослин;
2 відмінні ознаки: а) мохів від папоротей;
б) папоротей від квіткових рослин.
3 яка з указаних груп рослин є найбільш організованою?
Поясніть свою думку.
По объектам исследования в ботанике выделяют фикологию (альгологию) — науку о водорослях, микология — о грибах, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др. ; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей) , выделяют в особую науку — микробиологию. Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология.
Основная ботаническая дисциплина — систематика растений — разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация) , устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними (филогения) . В систематика основывалась на внешних морфологических признаках растений и их географическом распространении, теперь же систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности растений. Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой, выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств — хорологией (фитохорологией) . Изучение древесных и кустарниковых растений выделяют в особую дисциплину — дендрологию.
В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию, исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию, изучающую строение растительной клетки. Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию — описание частей и органов растений, палинологию — изучение пыльцы и спор растений, карпологию — описание и классификация плодов, тератологию — изучение аномалий и уродств (терат) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.
Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений. В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные при растений к особенностям этой среды. На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы, повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т. д.) . Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая в России геоботаникой, или фитоценологией (за рубежом её часто называют фитосоциологией) . В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение, тундроведение, болотоведение и т. д. В более широком смысле геоботаника смыкается с учением об экосистемах, или с биогеоценологией, изучающей взаимоотношения между растительным покровом, животным миром, почвой и подстилающими почву горными породами. Этот комплекс называется биогеоценозом.