Биосинтез катехоламинов (рис. 66-1). катехоламины синтезируются из аминокислоты тирозина, который последовательным гидрооксилированием преобразуется в диоксифенилаланин (дофа), затем декарбоксилируется, превращаясь в дофамин и гидроксилируется в b-положении боковой цепи, образуя норадреналин. начальный этап этого процесса —- гидроксилирование тирозина — представляет собой этап, ограничивающий скорость всего процесса; он регулируется так, чтобы синтез диоксифенилаланина был связан с высвобождением норадреналина. такая регуляция достигается изменениями как активности, так и количества тирозингидроксилазы. в мозговом веществе надпочечников и в тех центральных нейронах, в которых адреналин используется в качестве нейромедиатора, норадреналин n-метилируется в адреналин ферментом фенилэтаноламин-n-метилтрансферазой (ф nmt). основная часть крови, снабжающей мозговое вещество надпочечников, обогащена из коры надпочечников, и, поскольку надпочечниковая ф n мт индуцируется , способность мозгового вещества надпочечников образовывать адреналин может быть связана с ее стратегическим расположением внутри коры надпочечников.метаболизм катехоламинов (см. рис. 66-1). основные метаболические трансформации катехоламинов включают в себя o-метилирование в метагидроксильной группе и окислительное дезаминирование. процесс o-метилирования катализируется ферментом катехол-o -метилтрансферазой (комт), а окислительному дезаминированию способствует моноаминоксидаза (мао). комт в печени и почках играет важную роль в метаболизме циркулирующих в крови катехоламинов. мао, представляющая собой митохондриальный фермент, присутствующий в большинстве тканей, включая нервные окончания, менее значима в метаболизме циркулирующих в крови катехоламинов, но является важным фактором в регуляции их запасов в окончаниях периферических симпатических нервов. метанефрины и 3-метокси-4-гидроксиманделиковая кислота (мгмк) являются главными конечными продуктами метаболизма и адреналина и норадреналина. гомованилиновая кислота (гвк) является конечным продуктом метаболизма дофамина. запасы катехоламинов и их высвобождение. как в мозговом веществе надпочечников, так и в симпатических нервных окончаниях катехоламины сохраняются в субцеллюлярных гранулах и путем экзоцитоза. большие запасы катехоламинов в этих тканях обеспечивают важный резерв, который поддерживает адекватное снабжение катехоламинами во время интенсивной стимуляции. мозговое вещество надпочечников. хромаффинная ткань мозгового вещества обоих надпочечников здорового человека имеет массу около 1 г и содержит приблизительно 6 мг катехоламинов, 85% из которых приходится на долю адреналина. высокая концентрация катехоламинов в хромаффинных гранулах поддерживается активным процессов их поступления, в котором участвуют мембраны гранул, и внутригранулярным комплексом хранения, в функционировании которого, по-видимому, участвуют атф, кальций и специфический белок гранул (хромогранин а). секреция катехоламинов, стимулируемая ацетилхолином, из симпатических нервов, возникает после попадания внутрь гранулы кальция, стимулирующего растворение мембраны хромаффинной гранулы и мембраны клетки; клеточной мембраны в месте ее растворения и вытеснение всего растворенного содержимого гранулы во внеклеточное пространство завершают процесс экзоцитоза (см. рис. 66-1). ежесуточно происходит обмен приблизительно 2—10% общего запаса катехоламинов, содержащихся в мозговом веществе надпочечников
Как любой живой организм, растения растут и развиваются.
Рост - увеличение размеров и массы растения. У растений рост неограниченный, то есть они растут всю жизнь. Увеличение размеров растения связано с образовательной тканью, клетки которой имеют тонкие стенки и все время делятся. Она находится на верхушках побегов ( за счет нее побеги растут в длину). Она находится в корне под чехликом (за счет нее растет в длину корень). Она расположена у древесных и кустарниковых пород между ксилемой и флоэмой и за счет нее происходит утолщение ствола. Особая вставочная образовательная ткань есть у злаков. Она расположена в междоузлиях и обеспечивает злакам быстрый вставочный рост, так как у них растет не только верхушка, но и каждое междоузлие удлиняется. Кроме того, рост может быть непрерывный, например у тропических растений, которые растут каждый год без перерывов, и периодический рост, например в средней полосе в связи с наличием сезона зимы, когда из-за низких температур ростовые процессы прекращаются, и возобновляются только весной.
Развитие растений - это изменение его свойств, качественные изменения, происходящие в течение жизни растения. например семя, прорастание смени, появление семядолей, первых настоящих листьев, цветение, плодоношение или спороношение. У растений в онтогенезе выделяют 4 этапа
1. Зародышевый период
От образования зиготы при оплодотворении до созревания семени.
2. Период молодости
От периода прорастания семени до начала цветения
3. период зрелости
В этот период растение активно цветет и плодоносит. У однолетних растений это период от цветения до опыления, к многолетних может занимать от двух лет до нескольких сотен лет
4. Период старости
Растение перестает цвести и плодоносить. оно стареет и постепенно умирает.
"Рост и развитие растений"
Как любой живой организм, растения растут и развиваются.
Рост - увеличение размеров и массы растения. У растений рост неограниченный, то есть они растут всю жизнь. Увеличение размеров растения связано с образовательной тканью, клетки которой имеют тонкие стенки и все время делятся. Она находится на верхушках побегов ( за счет нее побеги растут в длину). Она находится в корне под чехликом (за счет нее растет в длину корень). Она расположена у древесных и кустарниковых пород между ксилемой и флоэмой и за счет нее происходит утолщение ствола. Особая вставочная образовательная ткань есть у злаков. Она расположена в междоузлиях и обеспечивает злакам быстрый вставочный рост, так как у них растет не только верхушка, но и каждое междоузлие удлиняется. Кроме того, рост может быть непрерывный, например у тропических растений, которые растут каждый год без перерывов, и периодический рост, например в средней полосе в связи с наличием сезона зимы, когда из-за низких температур ростовые процессы прекращаются, и возобновляются только весной.
Развитие растений - это изменение его свойств, качественные изменения, происходящие в течение жизни растения. например семя, прорастание смени, появление семядолей, первых настоящих листьев, цветение, плодоношение или спороношение. У растений в онтогенезе выделяют 4 этапа
1. Зародышевый период
От образования зиготы при оплодотворении до созревания семени.
2. Период молодости
От периода прорастания семени до начала цветения
3. период зрелости
В этот период растение активно цветет и плодоносит. У однолетних растений это период от цветения до опыления, к многолетних может занимать от двух лет до нескольких сотен лет
4. Период старости
Растение перестает цвести и плодоносить. оно стареет и постепенно умирает.