Нерпа — объект охоты с древности. Первые официальные сведения об объемах заготовок нерпы относятся к 18 веку (тогда ее уже добывали огнестрельным оружием) (таблица). Судя по данным таблицы, в начале 20 века численность нерпы была очень высокая, но к концу 1920-х гг. она сократилась (Сватош, 1925). Введение запрета добычи на летних и осенних лежбищах (в 1935 г.; до этого никаких ограничений в добыче не было) не сократило годовых объемов добычи. Численность животных, оставалась низкой, поскольку несмотря на снятие всяких ограничений в 1940-х гг. объемы заготовок это время и в 1950-1960-е гг. резко сократились. В 1977-1985 гг. с учетом предполагаемого роста численности байкальской нерпы (Пастухов, 1977) проведен научно-производственный эксперимент (НПЭ) по оценке состояния популяции нерпы в условиях увеличенн6го промыслового изъятия (лимит добычи — 6 тыс. в год).
Состояние популяции байкальской нерпы в настоящее время оценивается как удовлетворительное, не вызывающее особой тревоги. Отмечено дальнейшее увеличение доли самок как среди репродуцирующей части популяции, так и во всей популяции в целом. Одновременно происходит и дальнейшее «постарение» популяции в целом, причем в последние годы возрастная структура самок достоверно отличается от структуры самцов. В конце 1990-х гг. несколько улучшилось положение с воспроизводством популяции нерпы, что произошло, главным образом, за счет понижения яловости у взрослых самок и репродуктивной активизации 6-летних самок, а роль молодых самок в воспроизводстве популяции остается незначительной. Повысилась и общая рождаемость в популяции. Общая численность популяции нерпы оценивается в пределах 61,5-128,5 тыс. голов.
2.Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков.
Не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.
3.Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человек. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.
4.Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
5.Повести В. Распутина высвечивают болевые точки современности, среди которых самой тревожной является проблема оскудения человеческой духовности под влиянием негативных факторов, ослабление памяти народной, личной - родовой, связанное с уходом человека с родной земли. Этими сверхтонкими нравственно-этическими проблемами, выраженными в публицистической форме, наполнена повесть «Прощание с Матерой» .
В повести четко обозначено противоречие необходимости (строительство гидроэлектростанции) и необходимого (нравственное, духовное самосохранение человека) . Поднимается в произведении проблема взаимоотношений «город - деревня» . Глава шестнадцатая - эпицентр публицистического освоения данной проблемы. Автором прекрасно показано, как диаметрально противоположно расходятся векторы интересов «городских» и «деревенских» . Для одних — это мать-кормилица, для других - не модная сфера хозяйства.
Глава одиннадцатая выступает как убедительный аргумент в защиту права частной собственности на землю, о котором в 90-е годы В. Распутин категорично скажет: «Нужно передать землю крестьянину в вечное пользование без права продажи» .
Нерпа — объект охоты с древности. Первые официальные сведения об объемах заготовок нерпы относятся к 18 веку (тогда ее уже добывали огнестрельным оружием) (таблица). Судя по данным таблицы, в начале 20 века численность нерпы была очень высокая, но к концу 1920-х гг. она сократилась (Сватош, 1925). Введение запрета добычи на летних и осенних лежбищах (в 1935 г.; до этого никаких ограничений в добыче не было) не сократило годовых объемов добычи. Численность животных, оставалась низкой, поскольку несмотря на снятие всяких ограничений в 1940-х гг. объемы заготовок это время и в 1950-1960-е гг. резко сократились. В 1977-1985 гг. с учетом предполагаемого роста численности байкальской нерпы (Пастухов, 1977) проведен научно-производственный эксперимент (НПЭ) по оценке состояния популяции нерпы в условиях увеличенн6го промыслового изъятия (лимит добычи — 6 тыс. в год).
Состояние популяции байкальской нерпы в настоящее время оценивается как удовлетворительное, не вызывающее особой тревоги. Отмечено дальнейшее увеличение доли самок как среди репродуцирующей части популяции, так и во всей популяции в целом. Одновременно происходит и дальнейшее «постарение» популяции в целом, причем в последние годы возрастная структура самок достоверно отличается от структуры самцов. В конце 1990-х гг. несколько улучшилось положение с воспроизводством популяции нерпы, что произошло, главным образом, за счет понижения яловости у взрослых самок и репродуктивной активизации 6-летних самок, а роль молодых самок в воспроизводстве популяции остается незначительной. Повысилась и общая рождаемость в популяции. Общая численность популяции нерпы оценивается в пределах 61,5-128,5 тыс. голов.
2.Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков.
Не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.
3.Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человек. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.
4.Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
5.Повести В. Распутина высвечивают болевые точки современности, среди которых самой тревожной является проблема оскудения человеческой духовности под влиянием негативных факторов, ослабление памяти народной, личной - родовой, связанное с уходом человека с родной земли. Этими сверхтонкими нравственно-этическими проблемами, выраженными в публицистической форме, наполнена повесть «Прощание с Матерой» .
В повести четко обозначено противоречие необходимости (строительство гидроэлектростанции) и необходимого (нравственное, духовное самосохранение человека) . Поднимается в произведении проблема взаимоотношений «город - деревня» . Глава шестнадцатая - эпицентр публицистического освоения данной проблемы. Автором прекрасно показано, как диаметрально противоположно расходятся векторы интересов «городских» и «деревенских» . Для одних — это мать-кормилица, для других - не модная сфера хозяйства.
Глава одиннадцатая выступает как убедительный аргумент в защиту права частной собственности на землю, о котором в 90-е годы В. Распутин категорично скажет: «Нужно передать землю крестьянину в вечное пользование без права продажи» .
Объяснение: