Раздел «Биосферный уровень организации жизни»
Вариант №1
Задание 1. Вставьте пропуски.
I. Совокупность всех биогеоценозов образует □, а совокупность всех живых организмов – □ вещество биосферы.
II. Границами биосферы являются границы □ в атмосфере, гидросфере. литосфере.
Задание 2. Распределите по столбцам таблицы приведенные ниже примеры
Экологические факторы
Абиотические факторы
Биотические факторы
Антропогенные факторы
Факторы: 1 – свет, 2 – дупла в деревьях, 3 – вечная мерзлота, 4 – состав расти-тельности, 5 – температура, 6 – плотина, 7 – вода, 8 – хищники, 9 – браконьеры, 10 – паразиты, 11 – толщина опада, 12 – лесозаготовки, 13 – ловля рыбы, 14 – распашка степи, 15 – вспышка численности насекомых-вредителей, 16 – влажность, 17 – скворечники, 18 – газовый состав атмосферы, 19 – почва, 20 - пожар
Задание 3. Дайте определения понятиям, перечисленным в первом столбце, выбрав правильные ответы из второго столбца:
I. органическое вещество –
1. вещество клеток и тканей живых организмов
II. живое вещество –
2. химические соединения, содержащие N, O, C, H, P
III. биосфера –
3. совокупность всех живых организмов
IV. живое вещество биосферы –
4. совокупность биогеоценозов Земли
Задание 4. Как происходит круговорот азота?
Задание 5. Какое значение в жизни человека имеет биосфера?
Задание 6. Как деятельность человека влияет на атмосферу?
Задание 7. Почему идея В.И. Вернадского об изменении планеты живыми организмами стала большим научным открытием?
Задания 8. Раскройте суть биогенеза на примере любой гипотезы.
Задание 9. Кто такие гидробионты? Перечислите их признаки при к среде.
2. Бесполое размножение — наиболее древний В бесполом участвует один организм, в то время как в половом чаще всего участвуют две особи. У растений бесполое размножение с споры — одной специализированной клетки. Размножение спорами водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников. Высыпание спор из растений, прорастание их и развитие из них новых дочерних организмов в благоприятных условиях. Гибель огромного числа спор, попадающих в неблагоприятные условия. Невысокая вероятность появления новых организмов из спор, поскольку они содержат мало питательных веществ и проросток поглощает их в основном из окружающей среды.
3. Вегетативное размножение — размножение растений с вегетативных органов: надземного или подземного побега, части корня, листа, клубня, луковицы. Участие в вегетативном размножении одного организма или его части. Сходство дочернего растения с материнским, так как оно продолжает развитие материнского организма. Большая эффективность и распространение вегетативного размножения в природе, так как дочерний организм формируется быстрее из части материнского, чем из споры. Примеры вегетативного размножения: с корневищ — ландыш, мята, пырей и др.; укоренением нижних, касающихся почвы ветвей (отводками) — смородина, дикий виноград; усами — земляника; луковицами — тюльпан, нарцисс, крокус. Использование вегетативного размножения при выращивании культурных растений: клубнями размножают картофель, луковицами — лук и чеснок, отводками — смородину и крыжовник, корневыми отпрысками — вишню, сливу, черенками — плодовые деревья.
4. Половое размножение. Сущность полового размножения в формировании половых клеток (гамет), слиянии мужской половой клетки (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) — оплодотворении и развитии нового дочернего организма из оплодотворенной яйцеклетки. Благодаря оплодотворению получение дочернего организма с более разнообразным набором хромосом, значит, с более разнообразными наследственными признаками, вследствие чего он может оказаться более при к среде обитания. Наличие полового размножения у водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных. Усложнение полового процесса у растений в процессе их эволюции, появление наиболее сложной формы у семенных растений.
5. Семенное размножение происходит с семян, оно характерно для голосеменных и покрытосеменных растений (у покрытосеменных широко распространено и вегетативное размножение). Последовательность этапов семенного размножения: опыление — перенос пыльцы на рыльце пестика, ее прорастание, появление путем деления двух спермиев, их продвижение в семязачаток, затем слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого — со вторичным ядром (у покрытосеменных). Формирование из семязачатка семени — зародыша с запасом питательных веществ, а из стенок завязи — плода. Семя — зачаток нового растения, в благоприятных условиях оно прорастает и первое время проросток питается за счет питательных веществ семени, а затем его корни начинают поглощать воду и минеральные вещества из почвы, а листья — углекислый газ из воздуха на солнечном свету. Самостоятельная жизнь нового растения.