, с биологией, 11 класс Опишите по схеме, приведенной на уроке, экологическую нишу бобра обыкновенного или сосны обыкновенной.
Вот пример описания:
Для клевера экологическая ниша будет включать:
Умеренный климат
Умеренное увлажнение
Слабокислый или нейтрально-щелочной рН почвы
Травянистый ярус
Хорошее освещение (более 17000 люкс)
Отсутствие затеняющих форм растительности
Наличие членистоногих-опылителей
Присутствие азотфиксирующих клубеньковых бактерий
Период вегетации весна-лето
В общественном транспорте:
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:
1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.
2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
В подъезде жилого дома:
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:
1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.
2. Если владелец предмета не установлен – немедленно сообщите о находке в компетентные органы.
В учреждении:
Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, организации:
1. Немедленно сообщите о находке администрации или охране учреждения.
2. Зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.
3. Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.
4. Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.
5. Не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.
Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:
Виды мутаций по изменению генотипа ( по масштабу изменений):
1. Генные (точечные) – изменение одного гена
Обусловлены изменениями структуры молекулы ДНК из-за:
• утраты нуклеотида (=выпадение, =делеция),
• перестановки нуклеотидов
• нарушения порядка нуклеотидов (=инверсия)
• добавления (=инсерция) нуклеотида.
2. Хромосомные – изменение структуры хромосом:
• Делеция – потеря участка хромосомы
• Дупликация – удвоение учстка хромосомы
• Инверсия - поворот части хромосомы на 180 градусов
• Транслокации – перенос части хромосомы на другую, не гомологичную ей.
3. Геномные – изменение количества хрмосом в кариотипе
• Полиплоидия – кратное гаплоидному величение количества хромосом (3n, 4n, 5n, 6n и тд)
У растений полиплоиды становятся более урожайны, для животных мутация детальна.
• Гаплоидия - гаплодный набор хромосом в соматических клетках.
Для большнства организмов летальны, так как проявляются все рецесивные гены.
• Гетерплоидия – некратное гаплоидному увеличение или уменьшенияе числа хромосом (2n+1, 2n+2…)
Трисомия – синдром Дауна (трисомия по 21-о хромосоме)
Моносомия – синдром Шерешевского – Тернера (моносомия по половым хромосомам)
Нулисомия – отсутствие пары гомологичных хромосом (летальная мутация)
Виды мутаций по вызвавших им причинам:
• Спонтанные - возникают в силу естественных мутагенных факторов без участия человека.
• Индуцированные – возникают при направленном воздействии на организмы мутагенных факторов
Виды мутаций по мутировавшим клеткам:
• Соматические – проходят в соматических клетках, по наследству не передаются, проявляются только у носителя (родинка, разный цвет глаз у одного человека)
• Генеративные – происходят в половых клеткх, передаются по наследству
Виды мутаций по результату для организма:
• Летальные – несовмесимые с жизнью
• Полулетальные – снижают жизне синдром Дауна)
• Нейтральные – не влияют на жизне веснушки)
• Положительные – повышают при и жизнестойкость
Значение:
- дают материал наследственной измечивости и эволюции
- причина уродств, заболеваний и смерти организмов
- индуцированные мутации материал для селекции
Практическое значение:
- изучение мутаций дает знания о причинах заболеваний
индуцированные мутации материал для селекции