Сбиологией! лабораторная работа: "микроскопическое строение кости" ход работы: 1. рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. с рисунка 19, а и б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете? 2. найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. на поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. 3. найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. 4. подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. как это прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?
1) А — продольный срез; — поперечный срез;
2) На продольном срезе они выглядят как продолговатые полые образования внутри кости, тянущиеся от поверхности вглубь кости, разветвляющиеся и постепенно утончающиеся. Данных канальцев намного больше в губчатом веществе кости, хотя и в компактном они тоже присутствуют. То, как они выглядят на продольном срезе описано под картинкой.
3) Данными клетками заполнено практически все видимое пространство на обоих снимках.
4) Подобное строение компактного вещества продиктовано потребностью в том, чтобы в нём пролегали сосуды и нервы, питающие и иннервирующие кость. Подобное строение компактного вещества обеспечивает наименьшую плотность, за счёт полости трубочек и наибольшую прочность, поскольку данные трубочки имеют довольно высокую плотность стенок и довольно маленький вес. Кроме того, их ветвистая структура позволяет обеспечить дополнительную прочность, поскольку осевая нагрузка распределяется по ним не в одном направлении, например, сверху в низ, а ветвиться и постепенно уменьшается. По этой же причине корпусы самолетов делают из прочных дюралюминиевых конструкций, а не из листового проката — для уменьшения веса корпуса при сохранении высоких показателей прочности.