Верхний слой почвы – это самый биологически-активный слой, который отвечает за плодородность почвы. Зачастую он называется дернина, или увлажняемый слой, и его мощность не превышает 5 см (если толщина слоя больше 3 см – его выделяют в самостоятельный горизонт почв). Дернина обладает серым или темно-серым окрасом, комковато-зернистой или пылеватой структурой. Она легко отделяется от нижних слоев почвы. Верхний слой почвы является гумусо-аккумулятивным, т.е. в нем протекают дерновые почвообразовательные процессы: в данном слое закрепляется основная часть корневищ травянистой растительности, которая при отмирании самих растений разлагается и превращается в гумус, затем откладывающийся в профиле. Коллоиды гумуса склеивают почву в комочки, формируя ее комковатую или зернистую структуру, которая является оптимальной для развития корней растений благодаря водопрочности. Дерновый процесс – основной почвообразовательный процесс, участвующий при образовании черноземов, а также дерново-подзолистых, каштановых, бурых лесных и серых почв. Для обеспечения качественного процесса гумификации дернину вспахивают таким образом, что растительность накрывается землей, тем самым обеспечивая ее медленное перегнивание и преобразование в гумус. Разлагающиеся в верхнем слое почвы растительные остатки также перерабатываются микроорганизмами в питательные вещества, которые растворяются в грунтовых водах и поступают в корневища растений. Для улучшения плодородных качеств верхний слой почвы время от времени нуждается в оздоровлении. Для этого в почву вносят минеральные удобрения, перегной или компост. Перекопка и рыхление также могут оказывать благоприятное воздействие: рыхлая структура верхнего слоя размножению почвенных насекомых и дождевых червей, которые своими ходами улучшают аэрацию и вывод из почвы углекислого газа. злаковых формировать плотный дерновый слой, который защищает почву от размыва, позволяет использовать верхний слой почвы для обустройства газонов (в том числе спортивных) и цветников, укрепления откосов шоссейных и железных дорог методом одерновки. Дернина выращивается на специализированных хозяйствах – «дерновых питомниках», ее также можно выращивать самостоятельно.
1. Воздушную оболочку нашей планеты называют: в) атмосфера 2. Выбери характеристики водной среды обитания: а) низкое содержание кислорода в) недостаток света д) высокая плотность 3. Выбери среды обитания живых существ. Подчеркни их. наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная 4. В природном сообществе организмы разных видов вступают в различные взаимодействия друг с другом. Опиши такой тип отношений, как конкурентные отношения. Приведи примеры. два вида организмов являются биологическими врагами (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками, питающимися одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот. 5. Перечисли царства живой природы: бактерии, археи, растения, грибы, животные 6. Допиши необходимые слова: Ткань, состоящая из большого количества жировых клеток, называется жировой тканью. Кровь состоит из жидкой части плазмы и клеток крови. Кости скелета формирует костная ткань. Головной, спинной мозг и отходящие от них нервы образованы нервной тканью. 7. Вставь пропущенные термины: По питания все животные - гетеротрофы. Совокупность органов, отвечающих за переработку и всасывание питательных веществ, называется пищеварительной системой. Дыхательная система животных представлена легкими, трахеями, жабрами.Переносом крови по организму занимается кровеносная система. 8. Соотнеси термины и их толкование 1) фотосинтез - е)процесс образования органики и кислорода на свету в хлоропластах 2) почвенное питание - а) процесс всасывания раствора минеральных солей корнями 3) космическая роль - б) растения – поставщики энергии звезд на планеты
4) листопад - в) отделение листьев от стебля и их естественное отмирание растений
5) гетеротрофы - г) организмы, питающиеся готовыми органическими в-вами 6) автотрофы - д) организмы сами на свету производить орг. в-ва
9. Вспомни строение многоклеточного шляпочного гриба. Подпиши его части
мицелий
надземная часть (плодовое тело) – ножка и шляпка
10. Соотнеси термины и их толкование, заполнив таблицу ниже: 1) запасающая ткань - б)имеет крупные клетки, содержащие питательные вещества
2) устьице - в)замыкающие клетки с устьичной щелью
3) пробка - г)многослойная ткань с мертвыми, заполненными воздухом клетками
4) покровные ткани - д)расположены на поверхности растения, защищают другие
5) проводящие ткани - е)обеспечивают перенос воды и минеральных в-в по растению
6) фотосинтезирующие ткани - а)есть только у зеленых растений, содержит хлорофилл
11. Запиши буквы верных утверждений б) Органы растения, которые обеспечивают его жизнедеятельность, называют вегетативными. в) Органы растения, отвечающие за размножение, называют генеративными. д) К генеративным органам растения относят цветок, плод, семя. е) К вегетативным органам растения относят побег и корень.
Верхний слой почвы является гумусо-аккумулятивным, т.е. в нем протекают дерновые почвообразовательные процессы: в данном слое закрепляется основная часть корневищ травянистой растительности, которая при отмирании самих растений разлагается и превращается в гумус, затем откладывающийся в профиле. Коллоиды гумуса склеивают почву в комочки, формируя ее комковатую или зернистую структуру, которая является оптимальной для развития корней растений благодаря водопрочности.
Дерновый процесс – основной почвообразовательный процесс, участвующий при образовании черноземов, а также дерново-подзолистых, каштановых, бурых лесных и серых почв. Для обеспечения качественного процесса гумификации дернину вспахивают таким образом, что растительность накрывается землей, тем самым обеспечивая ее медленное перегнивание и преобразование в гумус.
Разлагающиеся в верхнем слое почвы растительные остатки также перерабатываются микроорганизмами в питательные вещества, которые растворяются в грунтовых водах и поступают в корневища растений.
Для улучшения плодородных качеств верхний слой почвы время от времени нуждается в оздоровлении. Для этого в почву вносят минеральные удобрения, перегной или компост. Перекопка и рыхление также могут оказывать благоприятное воздействие: рыхлая структура верхнего слоя размножению почвенных насекомых и дождевых червей, которые своими ходами улучшают аэрацию и вывод из почвы углекислого газа.
злаковых формировать плотный дерновый слой, который защищает почву от размыва, позволяет использовать верхний слой почвы для обустройства газонов (в том числе спортивных) и цветников, укрепления откосов шоссейных и железных дорог методом одерновки. Дернина выращивается на специализированных хозяйствах – «дерновых питомниках», ее также можно выращивать самостоятельно.
1. Воздушную оболочку нашей планеты называют:
в) атмосфера
2. Выбери характеристики водной среды обитания:
а) низкое содержание кислорода
в) недостаток света
д) высокая плотность
3. Выбери среды обитания живых существ. Подчеркни их.
наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная
4. В природном сообществе организмы разных видов вступают в различные взаимодействия друг с другом. Опиши такой тип отношений, как конкурентные отношения. Приведи примеры.
два вида организмов являются биологическими врагами (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками, питающимися одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот.
5. Перечисли царства живой природы:
бактерии, археи, растения, грибы, животные
6. Допиши необходимые слова:
Ткань, состоящая из большого количества жировых клеток, называется жировой тканью. Кровь состоит из жидкой части плазмы и клеток крови. Кости скелета формирует костная ткань. Головной, спинной мозг и отходящие от них нервы образованы нервной тканью.
7. Вставь пропущенные термины:
По питания все животные - гетеротрофы. Совокупность органов, отвечающих за переработку и всасывание питательных веществ, называется пищеварительной системой. Дыхательная система животных представлена легкими, трахеями, жабрами.Переносом крови по организму занимается кровеносная система.
8. Соотнеси термины и их толкование
1) фотосинтез - е)процесс образования органики и кислорода на свету в хлоропластах
2) почвенное питание - а) процесс всасывания раствора минеральных солей корнями
3) космическая роль - б) растения – поставщики энергии звезд на планеты
4) листопад - в) отделение листьев от стебля и их естественное отмирание
растений
5) гетеротрофы - г) организмы, питающиеся готовыми органическими в-вами
6) автотрофы - д) организмы сами на свету производить орг. в-ва
9. Вспомни строение многоклеточного шляпочного гриба. Подпиши его части
мицелий
надземная часть (плодовое тело) – ножка и шляпка
10. Соотнеси термины и их толкование, заполнив таблицу ниже:
1) запасающая ткань - б)имеет крупные клетки, содержащие питательные вещества
2) устьице - в)замыкающие клетки с устьичной щелью
3) пробка - г)многослойная ткань с мертвыми, заполненными воздухом клетками
4) покровные ткани - д)расположены на поверхности растения, защищают другие
5) проводящие ткани - е)обеспечивают перенос воды и минеральных в-в по растению
6) фотосинтезирующие ткани - а)есть только у зеленых растений, содержит хлорофилл
11. Запиши буквы верных утверждений
б) Органы растения, которые обеспечивают его жизнедеятельность, называют вегетативными.
в) Органы растения, отвечающие за размножение, называют генеративными.
д) К генеративным органам растения относят цветок, плод, семя.
е) К вегетативным органам растения относят побег и корень.