Урок № 4 Тема. Органи й системи органів тварин. Опорно-рухова система та покриви тіла тварин, біологія, 8 клас Цілі уроку: сформулювати поняття про обмін речовин, органи, системи органів; ознайомити учнів із загальними особливостями структури й функціонування опорно-рухової системи та покривів тіла тварин. Обладнання й матеріали: вологі препарати органів тварин, скелети тварин, таблиці «Одноклітинні» та «Внутрішня будова ссавців». Базові поняття й терміни уроку: обмін речовин, органела, орган, порожнина тіла, скелет, зовнішній і внутрішній скелет, шкіра, луска, хітин.
Внимательно рассматривая изображение скелета, можно увидеть рудиментарные остатки тазового пояса, совершенно потерявшие связь с позвоночником, но по этим двум небольшим косточкам, можно судить о том, что предки китообразных имели также и задние конечности. Передние конечности преобразованы в ласты: плечо, предплечье и пясть сильно укорочены, кисть же вытянута в длину, количество фаланг на пальцах увеличилось, что придает ластам необходимую эластичность.
Сильному изменению подвергся у китообразных и череп: челюстные кости сильно вытянуты вперед, тогда как носовые сильно укорочены, вследствие чего дыхательные отверстия отодвинуты назад и обращены вверх (то есть к атмосферному воздуху при появлении кита на поверхности).
Внимательно рассматривая изображение скелета, можно увидеть рудиментарные остатки тазового пояса, совершенно потерявшие связь с позвоночником, но по этим двум небольшим косточкам, можно судить о том, что предки китообразных имели также и задние конечности. Передние конечности преобразованы в ласты: плечо, предплечье и пясть сильно укорочены, кисть же вытянута в длину, количество фаланг на пальцах увеличилось, что придает ластам необходимую эластичность.
Сильному изменению подвергся у китообразных и череп: челюстные кости сильно вытянуты вперед, тогда как носовые сильно укорочены, вследствие чего дыхательные отверстия отодвинуты назад и обращены вверх (то есть к атмосферному воздуху при появлении кита на поверхности).