• Ядро - несет в себе хромосомы (генетический материал), регулирует процессы жизнедеятельности клетки, образует субъединицы рибосом (в ядрышке). По наличию ядра клетка бывают прокариотической (нет оформленного ядра, вместо него нуклеоид - голая кольцевая ДНК) и эукариотической (есть ядро)
• Цитоплазма - обязательный компонент клетки, внутренняя полужидкая среда клетки,которая обеспечивает связь органоидов, транспорт веществ.
• Клеточная мембрана - обязательный компонент клетки. Обеспечивает транспорт веществ в\из клетки, ограничивает клетку от внешней среды, обладает избирательной проницаемостью.
• Аппарат Гольджи - одномембранный органоид, состоит из диктиосом (стопки из 5-10 плоских мембранных цистерн, лежащих параллельно друг другу.) Функцмм накапление веществ, их созревание и транспорт из\по клетке. Образует лизосомы.
• Эндоплазматическая сеть (ЭПС) - сеть одномембранных каналов и цистерн. Бывает гладкой (без рибосом, синтез углеводов и жиров) и шероховатой (с рибосомами, синтез белков). Функции синтез и транспорт веществ. Много в клетках,которые активно синтезируют вещества (железы, печень, нервная ткань)
• Митохондрия - двумембранный полуавтономный органоид (внешняя - гладкая, внутренняя образует складки - кристы, увеличивающие внутреннюю поверхность и несет ферменты, участвующие в клеточном дыхании). Энергетическая станция клетки. В ней происходит клеточное дыхание - процесс окисления органических веществ с кислорода, в результате чего образуется СО2, Н2О и накапливается энергия в виде АТФ. Есть своя кольцевая голая ДНК (как у бактерий), рибосомы (мелкие как у бактерий) и свой белково-синтезирующий комплекс . Теория симбиогенеза. Митохондрии размножаются делением.
• Пластиды - двумембранный полуавтономный округлый или овальный органоид (внешняя - гладкая, внутренняя образует тилакоиды (дисковидные мешочки), которые образуют стопки - граны.) Есть своя кольцевая голая ДНК (как у бактерий), рибосомы (мелкие как у бактерий) и свой белково-синтезирующий комплекс . Теория симбиогенеза. Пластиды размножаются делением. Виды: хлоропласты с хлорофиллом (зеленые), хромопласты с каротиноидами (желтые, оранжевые), лейкопласты без пигментов (бесцветные). Пластиды с пигментами отвечают за фотосинтез, в процессе которого с солнечного света из неорганических веществ СО2 и Н2О образуются органические (глюкоза, крахмал),побочный продукт О2. Также они накапливают и запасают вещества, окрашивают цветы и плоды,привлекают опылителей и распространителей. Есть только у растений.
• Рибосома- не мембранный органоид. Состоит из 2ух субъединиц (большой и малой). Отвечает за синтез белка.
• Вакуоль - одномембранный органоид. У растений крупные постоянный с клеточным соком. У животных временные мелкие пищеварительные и сократительные.
• Лизосома - одномембранный органоид,содержащий пищеварительные ферменты. Участвует в самоубийстве клетки и пищеварении.
• Клеточная стенка - есть у бактерий ( из муреина), растений )из целлюлозы), грибов (из хитина). Расположена поверх мембраны, придает прочность и форму клетки.
• Клеточный центр - есть уживотных и низших растений. Состоит из 2ух центриолей. Не мембранный органоид. Центр организации микротрубочек, жгутиков и ресничек, организует веретено деления и участвует в делении клетки.
Домашнее задание по строению клетки будет включать два блока: тренировочный и продуктивный. Тренировочный блок. Предлагаю воспользоваться моей подборкой интерактивных ресурсов, перейдя по ссылке Продуктивный блок. На сайте издательства "Лицей" есть занимательные задания по теме "Клетка", загляните туда. Придумайте свои занимательные задания и разместите у себя на блоге, ссылку на работу вставьте в комментарии к сообщению. Немного идей для активизации воображения: - По изображению узнать органоид, - Задания по сопоставлению и аргументации : если сравнивать клетку с заводом , то каким органоидам можно присвоить следующие названия ? - Придумать вопросы о строении клетки и ее органоидов, чтобы в ответах звучала цифра 2, например, - Рассмотрите рисунок. Составьте по картинке рассказ " Путешествие внутрь клетки твердой пищевой частицы " . Вот такие задания предлагают учителя своим ребятам. Если найдете программы или сайты для конструирования клеток, тканей, виртуальных экскурсий внутрь клетки, будет замечательно! Творческих успехов!
Компоненты клетки:
• Ядро - несет в себе хромосомы (генетический материал), регулирует процессы жизнедеятельности клетки, образует субъединицы рибосом (в ядрышке). По наличию ядра клетка бывают прокариотической (нет оформленного ядра, вместо него нуклеоид - голая кольцевая ДНК) и эукариотической (есть ядро)
• Цитоплазма - обязательный компонент клетки, внутренняя полужидкая среда клетки,которая обеспечивает связь органоидов, транспорт веществ.
• Клеточная мембрана - обязательный компонент клетки. Обеспечивает транспорт веществ в\из клетки, ограничивает клетку от внешней среды, обладает избирательной проницаемостью.
• Аппарат Гольджи - одномембранный органоид, состоит из диктиосом (стопки из 5-10 плоских мембранных цистерн, лежащих параллельно друг другу.) Функцмм накапление веществ, их созревание и транспорт из\по клетке. Образует лизосомы.
• Эндоплазматическая сеть (ЭПС) - сеть одномембранных каналов и цистерн. Бывает гладкой (без рибосом, синтез углеводов и жиров) и шероховатой (с рибосомами, синтез белков). Функции синтез и транспорт веществ. Много в клетках,которые активно синтезируют вещества (железы, печень, нервная ткань)
• Митохондрия - двумембранный полуавтономный органоид (внешняя - гладкая, внутренняя образует складки - кристы, увеличивающие внутреннюю поверхность и несет ферменты, участвующие в клеточном дыхании). Энергетическая станция клетки. В ней происходит клеточное дыхание - процесс окисления органических веществ с кислорода, в результате чего образуется СО2, Н2О и накапливается энергия в виде АТФ. Есть своя кольцевая голая ДНК (как у бактерий), рибосомы (мелкие как у бактерий) и свой белково-синтезирующий комплекс . Теория симбиогенеза. Митохондрии размножаются делением.
• Пластиды - двумембранный полуавтономный округлый или овальный органоид (внешняя - гладкая, внутренняя образует тилакоиды (дисковидные мешочки), которые образуют стопки - граны.) Есть своя кольцевая голая ДНК (как у бактерий), рибосомы (мелкие как у бактерий) и свой белково-синтезирующий комплекс . Теория симбиогенеза. Пластиды размножаются делением. Виды: хлоропласты с хлорофиллом (зеленые), хромопласты с каротиноидами (желтые, оранжевые), лейкопласты без пигментов (бесцветные). Пластиды с пигментами отвечают за фотосинтез, в процессе которого с солнечного света из неорганических веществ СО2 и Н2О образуются органические (глюкоза, крахмал),побочный продукт О2. Также они накапливают и запасают вещества, окрашивают цветы и плоды,привлекают опылителей и распространителей. Есть только у растений.
• Рибосома- не мембранный органоид. Состоит из 2ух субъединиц (большой и малой). Отвечает за синтез белка.
• Вакуоль - одномембранный органоид. У растений крупные постоянный с клеточным соком. У животных временные мелкие пищеварительные и сократительные.
• Лизосома - одномембранный органоид,содержащий пищеварительные ферменты. Участвует в самоубийстве клетки и пищеварении.
• Клеточная стенка - есть у бактерий ( из муреина), растений )из целлюлозы), грибов (из хитина). Расположена поверх мембраны, придает прочность и форму клетки.
• Клеточный центр - есть уживотных и низших растений. Состоит из 2ух центриолей. Не мембранный органоид. Центр организации микротрубочек, жгутиков и ресничек, организует веретено деления и участвует в делении клетки.
Тренировочный блок.
Предлагаю воспользоваться моей подборкой интерактивных ресурсов, перейдя по ссылке
Продуктивный блок.
На сайте издательства "Лицей" есть занимательные задания по теме "Клетка", загляните туда.
Придумайте свои занимательные задания и разместите у себя на блоге, ссылку на работу вставьте в комментарии к сообщению.
Немного идей для активизации воображения:
- По изображению узнать органоид,
- Задания по сопоставлению и аргументации : если сравнивать клетку с заводом , то каким органоидам можно присвоить следующие названия ?
- Придумать вопросы о строении клетки и ее органоидов, чтобы в ответах звучала цифра 2, например,
- Рассмотрите рисунок. Составьте по картинке рассказ " Путешествие внутрь клетки твердой пищевой частицы " . Вот такие задания предлагают учителя своим ребятам.
Если найдете программы или сайты для конструирования клеток, тканей, виртуальных экскурсий внутрь клетки, будет замечательно!
Творческих успехов!