соч беология 1. Укажите пример антропогенного фактора. A. Интенсивное ультрафиолетовое излучение
B. Сезонные колебания температуры
C. Уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
D. Нарушение растительного покрова вследствие распашки степи
(1)
2. Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
(а) Определите верно составленную пищевую цепь
A. еж → растение → кузнечик → лягушка
B. кузнечик → растение → еж → лягушка
C. растение → кузнечик → лягушка → еж
D. еж → лягушка → кузнечик → растение
(1)
(б) На рисунке представлена пищевая сеть.
Определите консументов 1 порядка:
A. Лесная кошка, шакал, сова
B. Коршун, лев
C. Растительность
D. Кролик, мышь, коза
E. Змея, сова, коза
(1)
3. Определите животных и растений, занесенных в Красную книгу Казахстана:
A. Серая ворона, воробей, грач
B. Розовый фламинго, кудрявый пеликан, дрофа
C. Ромашка полевая, тюльпан голландский, василек луговой
D. Тянь-шаньская ель, серебристый тополь, тюльпан Грейга
E. Снежный барс, сурок Мензбира, Смеречинский лягушкозуб
F. Евразийский волк, серый варан, бобер
(3)
4. Исследуйте факторы окружающей среды данной экосистемы, влияющие на жизнедеятельность и распространение живых организмов.
Факторы Примеры
1. Антропогенные
2. Абиотические
3. Биотические На теневой стороне гор растут теневыносливые растения
Рядом растущие деревья будут конкурировать между собой за свет
Вырубка деревьев приводит к снижению численности видов живых организмов, для которых деревья являются домом
1 2 3
(3)
5. На схеме показан вариант развития экосистемы.
Определите тип сукцессии и ее характеристики
A. Первичная сукцессия
B. Вторичная сукцессия
C. Развитее сообщества начинается на бесплодной почве
D. Начинается с медленного процесса восстановления исходного состояния на месте экосистемы, у которой нарушена природная структура
E. Первоначально поселяются лишайники и мхи
F. Почва сформирована и поэтому изначально могут произрастать мелкие травы
G. Примером является лес, который вырос на месте заросшего водоема
H. Примером является сообщество возникшее на скальной породе
(4)
6. Человек всегда находится в тесной взаимосвязи с экосистемой.
Приведите пример положительного влияния человека на экосистему.
A. Вырубка лесов для строительства магистралей.
B. На огромных территориях земли в разных странах создаются заповедные территории, заказники и парки, где все сохраняется в первозданном виде.
C. Загрязнение окружающей среды мусором.
D. Охота на животных.
(1)
7. Все ниже предложенные животные относятся к Царство: Животные. Тип: Хордовые. Класс: Млекопитающие. Отряд: Хищные.
Определите Семейство, Род и Вид животного, показанного на рисунке под буквой Б
А Б В Г
A. Семейство: Ушастые тюлени. Род: Северные морские котики. Вид: Северный морской котик.
B. Семейство: Медвежьи. Род: Медведь. Вид: Медведь бурый
C. Семейство: Кошачьи. Род: Барс. Вид: Снежный барс.
D. Семейство: Псовые. Род: Собака. Вид: Собака домашняя. Порода: Немецкая овчарка
(2)
8. Укажи отличительные признаки беспозвоночных животных:
A. Скелет внешний
B. Скелет внутренний
C. Симметрия тела двухсторонняя
D. Симметрия тела может быть как радиальной (лучевой) и, так и двухсторонней
E. Тело животного может быть двухслойным (эктодерма и энтодерма) и трехслойным (эктодерма, энтодерма и мезодерма)
F. Животные только трехслойные (эктодерма, энтодерма и мезодерма)
(3)
9. Рассмотрите рисунки.
Используя дихотомический ключ, определите беспозвоночное животное под буковой Е.
A. Ног нет. Тело сегментированное. Червь
B. Ног нет. Тело имеет раковину. Слизень
C. Ног нет. Раковины нет. Улитка
D. Имеет 8 ног. Тело состоит из одной части. Сенокосец
E. Имеет 8 ног. Тело состоит из головогруди и брюшка. Паук
(2)
10. Определите биологическую роль макроэлементов в жизнедеятельности растений
Макроэлемент Биологическая роль
1. Азот
2. Калий
3. Фосфор A. влияет на массу, размер плодов, ускоряет их созревание
росту корней, клубней и луковиц
C. усиливает рост надземных побегов
1 2 3
(3)
11. Определите на рисунке ткань и систему органов
ответ запишите по принципу ткань №, система органов №
(2)
12. Определите растительную и животную клетки
А Б
(2)
13. Вода – самое уникальное и загадочное вещество на планете. Она присутствует во всех слоях Земной поверхности и её оболочках. Она является частью всех живых существ – от растения до человека.
Выберите утверждения, характеризующие воду.
A. Хороший растворитель
B. Может выполнять запасающую функцию
C. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеющую цвета (при малой толщине слоя), запаха и вкуса
D. Процентное содержание воды во всех клетках организма одинаковое
E. Является средой обитания для некоторых живых организмов
Пи́хта — род вечнозелёных лесообразующих голосеменных растений семейства Сосновые. Характерная особенность пихт — шишки у них, как и у настоящих кедров, в отличие от большинства других хвойных семейства сосновых, растут вверх и распадаются ещё на деревьях, оставляя после себя лишь торчащие стержни, а хвоя плоская. Для некоторых лесных жителей пихта питания. Например для белок. Также некоторые птицы проживают на пихте
Для людей же пихта оказывает противовоспалительное действие на ткани легких и бронхов восстановлению остроты зрения при переутомлении глаз
Управление фотосинтезом увеличить урожайность пшеницы
Такие растения, как пшеница, могут трансформировать солнечную энергию на 21% эффективнее, считают ученые из Ланкастерского университета (Великобритания)
Так как фотосинтез оказывает сильное влияние на формирование урожайности для всех сельскохозяйственных культур, научиться его использовать по максимуму важно не только для достижения научных целей, но и для применения на практике.
Но пока, к сожалению, получить отдачу от процесса фотосинтеза на все 100% не получается. Проблема в том, что после наступления утра или выхода листа из тени требуется некоторое время, прежде чем процесс трансформации солнечной энергии достигнет пика эффективности. А стало быть, в течение этого периода ценная энергия солнца попросту теряется для растения. О том, что это снижает продуктивность сельхозкультур, было понятно и без исследований, однако до проведения специальных экспериментов не было известно о масштабах потери урожайности.
В своих опытах ученые использовали инфракрасные газоанализаторы, подключенные к миниатюрной капсуле с контролируемой средой. В ней симулировались внезапные вспышки света, чередующиеся таким же неожиданным затенением. При этом проводились измерения, сколько времени нужно растению, чтобы достигнуть пика эффективности фотосинтеза. В экспериментах использовалась пшеница как наиболее важная для сельского хозяйства культура.
В результате серии таких опытов удалось выяснить, что пшенице нужно примерно 15 минут, чтобы фотосинтез достиг максимума активности. Используя это значение, а также основываясь на колебаниях света и тени, которые могут возникать в полях пшеницы, ученые смогли подсчитать, на сколько меньше углекислого газа растение абсорбирует за день из-за замедления процесса фотосинтеза. И хотя ожидалось, что смена дня и ночи не оказывает большого влияния на продуктивность, в реальности получилось, что растения могли бы показывать на 21% больше эффективности.
Ботаники университета считают, что это очень значительные потери, поэтому следующим шагом будет поиск видов пшеницы, которые быстрее адаптируются к смене дня и ночи, для использования в селекции в целях повышения урожайности.
По их мнению, открытие может увеличить урожайность во всем мире. В 20 веке урожайность пшеницы выросла довольно сильно, но в 21-м рост продуктивности этой культуры, несмотря на значительный прогресс в селекции и генной инженерии, стал незначительным. Однако ситуацию можно изменить. Тем более что повышение эффективности фотосинтеза не потребует использования воды или удобрений, что является хорошей новостью для защитников окружающей среды.