Вначале изменения происходят быстро. Затем, по мере появления растений, растущих более медленно, скорость сукцессии снижается. Всходы березы образуют густую поросль, которая затеняет почву, и даже если вместе с березой прорастают семена ели, ее всходы, оказавшись в весьма неблагоприятных условиях, сильно отстают от березовых. Светолюбивая береза является серьезным конкурентом для ели. К тому же специфические биологические особенности березы дают ей преимущества в росте. Березу называют "пионером леса", так как она почти всегда первой поселяется на нарушенных землях и обладает широким диапазоном при Березы в возрасте 2-3 лет могут достигать высоты 100-120 см, тогда как ель в том же возрасте едва дотягивают до 10 см. Постепенно, к 8-10 годам березы формируют устойчивое березовое насаждение высотой до 10-12 м. Под развивающимся пологом березы начинает подрастать и ель, образуя разной степени густоты подрост. Перемены происходят и в нижнем, травяно-кустарничковом ярусе. Постепено, по мере смыкания крон березы, светолюбивые виды, характерные для начальных стадий сукцессии, начинают исчезать и уступают место теневыносливым.
Изменения касаются и животного компонента рассматриваемого биоценоза. На первых стадиях поселяются майские хрущи, березовые пяденицы, затем появляются многочисленные птицы: зяблики, славки, пеночки. Поселяются мелкие млекопитающие: землеройки, кроты, ежи. Изменение условий освещения начинает благоприятно сказываться на молодых елях, которые ускоряют свой рост. Если на ранних этапах сукцессии прирост елей составляет 1-3 см в год, то по лет он достигает уже 40-60 см. Где-то к 50 годам ель догоняет березу в росте, и образуется смешанный елово-березовый древостой. Из животных появляются зайцы, лесные полевки и мыши, белки. Заметны сукцессионные процессы и среди птичьего населения. Появляются иволги, питающиеся гусеницами.
Смешанный елово-березовый лес постепенно сменяется лесом еловым. Ель перегоняет в росте березу, создает значительную тень, в результате и светолюбивая береза постепенно выпадает из древостоя. Таким образом происходит сукцессия, при которой вначале березовый, затем смешанный елово-березовый лес сменяется чистым ельником. Естественный процесс смены березняка ельником длится более 100 лет. Именно поэтому иногда процесс сукцессии называют вековой сменой.
7.1.3.1 Объяснять значение транспорта веществ в живых организмах
Цель урока
Все учащиеся определяют функции транспорта веществ.
Большинство учащихся знают органы, участвующие в транспорте веществ у растений и животных.
Некоторые учащиеся объясняют и определяют значение и функции транспорта веществ.
Критерии оценки
Определяет функции транспорта веществ.
Знает органы, участвующие в транспорте веществ у растений и животных.
Объясняет значение транспорта питательных веществ в живых организмах.
Языковые цели
Используют новые биологические термины и фразы при объяснении и описании биологическихпроцессов и явлений.
Привитие ценностей
При работе формируют навыки сотрудничества, сплоченности, как основание
общественного согласия в казахстанском обществе. (2 ценность «Мәңгілік Ел»)
Межпредметная связь
Физика «Транспорт веществ»
Предшествующие знания
Естествознание 5класс.
Раздел «Энергия и движение»
Ход урока
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на урок:
Ресурсы
Начало урока
3 мин
2 мин
Организационный момент. Психологический настрой.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок
принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает
много интересных заданий, новых открытий, а вам будут: внимание,
находчивость, смекалка.
Закрепление пройденного. Стратегия «Поймай вопрос»
(учащиеся бросают мяч друг другу и говорят, что они знают по пройденной теме).
Записи темы урока в тетради.
Определение цели и критериев урока.
В клетках многоклеточных организмов разные части тела,
ткани и органы выполняют различные функции. А потребности у клеток остаются
одинаковыми. Все живые клетки, как и организмы в целом, нуждаются в воде,
пище (белках, жирах, углеводах), кислороде, минеральных неорганических
веществах и входящих в их состав элементах.
Также все клетки, органы и организмы нуждаются в том, чтобы из них
удалялись (выделялись) вредные вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности.
Как происходит транспорт веществ в различных живых
организмах, сейчас мы с вами и узнаем.
Середина урока
15 мин
1мин
2 мин
2 мин
4 мин
3 мин
5 мин
Учащиеся в группе, изучая текст учебника .Группы заранее поделены учителем
путем «входного листа».
Составление критериев оценивания.
1 группа –
Значение транспорта веществ у растений
2 группа –
Значение транспорта веществ у животных
3 группа
- Движение воды по сосудам
Защита кластеров у доски.
Оценивание групп друг друга и самооценивание в листах .
Красный круг – все было понятно
Зеленый круг – было не все
Вначале изменения происходят быстро. Затем, по мере появления растений, растущих более медленно, скорость сукцессии снижается. Всходы березы образуют густую поросль, которая затеняет почву, и даже если вместе с березой прорастают семена ели, ее всходы, оказавшись в весьма неблагоприятных условиях, сильно отстают от березовых. Светолюбивая береза является серьезным конкурентом для ели. К тому же специфические биологические особенности березы дают ей преимущества в росте. Березу называют "пионером леса", так как она почти всегда первой поселяется на нарушенных землях и обладает широким диапазоном при Березы в возрасте 2-3 лет могут достигать высоты 100-120 см, тогда как ель в том же возрасте едва дотягивают до 10 см. Постепенно, к 8-10 годам березы формируют устойчивое березовое насаждение высотой до 10-12 м. Под развивающимся пологом березы начинает подрастать и ель, образуя разной степени густоты подрост. Перемены происходят и в нижнем, травяно-кустарничковом ярусе. Постепено, по мере смыкания крон березы, светолюбивые виды, характерные для начальных стадий сукцессии, начинают исчезать и уступают место теневыносливым.
Изменения касаются и животного компонента рассматриваемого биоценоза. На первых стадиях поселяются майские хрущи, березовые пяденицы, затем появляются многочисленные птицы: зяблики, славки, пеночки. Поселяются мелкие млекопитающие: землеройки, кроты, ежи. Изменение условий освещения начинает благоприятно сказываться на молодых елях, которые ускоряют свой рост. Если на ранних этапах сукцессии прирост елей составляет 1-3 см в год, то по лет он достигает уже 40-60 см. Где-то к 50 годам ель догоняет березу в росте, и образуется смешанный елово-березовый древостой. Из животных появляются зайцы, лесные полевки и мыши, белки. Заметны сукцессионные процессы и среди птичьего населения. Появляются иволги, питающиеся гусеницами.
Смешанный елово-березовый лес постепенно сменяется лесом еловым. Ель перегоняет в росте березу, создает значительную тень, в результате и светолюбивая береза постепенно выпадает из древостоя. Таким образом происходит сукцессия, при которой вначале березовый, затем смешанный елово-березовый лес сменяется чистым ельником. Естественный процесс смены березняка ельником длится более 100 лет. Именно поэтому иногда процесс сукцессии называют вековой сменой.