Со времени появления жизни на Земле начался биологический круговорот. Он обеспечиваетнепрерывные превращения, в результате которых вещества после использования одними организмамипереходят в усвояемую для других организмов форму. Энергетической основой является поступающая наЗемлю солнечная энергия. Растительные организмы поглощают минеральные вещества, которые черезпищевые цепи попадают в организм животных, затем с редуцентов (бактерий, грибов и др.) возвращаются в почву или атмосферу. От интенсивности этого круговорота зависит количество иразнообразие живых организмов на Земле и объём накапливаемой ими биомассы. Макс. круговорота на суше наблюдается во влажных тропических лесах, где растительные остаткипочти не накапливаются и высвобождающиеся минеральные вещества сразу же поглощаются растениями. Весьма низка интенсивность круговорота в болотах и тундре, где не успевающие разложиться остаткирастений накапливаются. Особое значение имеют круговороты биогенных химических элементов, преждевсего углерода. Растительные организмы извлекают из атмосферы до 300 млрд. т углекислого газа (или100 млрд. т углерода) ежегодно. Растения частично поедаются животными, частично отмирают. Органическоевещество в результате дыхания организмов, разложения их остатков, процессов брожения и гниенияпревращается в углекислый газ или отлагается в виде сапропеля, гумуса, торфа, из которых в дальнейшемобразуются угли, нефть, горючий газ. В активном круговороте углерода участвует очень небольшая его часть, значительное количество законсервировано в виде горючих ископаемых известняков и других горных пород. Осн. масса азота сосредоточена в атмосфере (3,8510¹⁵ т); в водах Мирового океана его содержится 2510¹³ т. В круговороте азота ведущая роль принадлежит микроорганизмам: азотофиксаторам, нитрификаторам иденитрификаторам. Ежегодно на суше в круговорот вовлекается ок. 4510⁹ т азота, в водной среде в 4 разаменьше. Азотосодержащие соединения из отмерших остатков преобразуются в оксиды азота, которые впоследствии разлагаются денитрифицирующими бактериями свыделением молекулярного азота. С живым веществом связаны также круговороты кислорода, фосфора, серы и многих других элементов. Последствия воздействия человека на круговорот веществ становятся всёзначительнее. Они стали сравнимы с результатами геологических процессов: в биосфере возникают новыепути миграции веществ, появляются новые химические соединения, которых не было прежде, меняетсякруговорот воды.
Cечова система. 1 заняттяIII ТЕМИ КУРСОВИХ РОБІТ (ІСТОРІЙ ХВОРОБ) ПО АКУШЕРСТВУ, ГІНЕКОЛОГІЇ ТА БІОТЕХНОЛОГІЇ РОЗМНОЖЕННЯ ТВАРИНIII.С целью систематизации знаний составьте таблицу по предлагаемой схеме.IV СХЕМА ОФОРМЛЕННЯ ІСТОРІЇ ХВОРОБИ З КУРСУ АКУШЕРСТВА, ГІНЕКОЛОГІЇ ТА БІОТЕХНОЛОГІЇ РОЗМНОЖЕННЯ ТВАРИНV2: 5 Дыхательная системаV3: Вегетативная нервная системаVI. Система навчаючих завданьVIII пара ЧМН - преддверно-улитковый нерв, слуховая и вестибулярная система; нистагм, вестибулярное головокружение, вестибулярная,атаксия, синдром Меньера.VІІІ. СИСТЕМА ПОТОЧНОГО І ПІДСУМКОВОГОАвтономна (вегетативна) нервова система