Составьте твит по плану (Твит – это короткое сообщение длиною в 140 символов) Класс Брюхоногие 1. Классификация предложенного класса
2. Представители класса (не менее 5)
3. Общая характеристика класса
4. Особенности класса
5. Рисунок одного представителя класса
А1. 2)
А2. 4)
А3. 1)
А4. 4)
В1. 135
В2. Нет рисунка.
В3. -
В4. а) учащение сердцебиения
повышение артериального давления, расширение зрачка
б) уменьшение количества сахара в крови, усиление сокращений желудка
В5. А) спинной мозг Б) нервные узлы В) серое вещество Г) белое вещество
С1. Когда спинной мозг выполняет рефлекторную функцию, рефлекторная дуга замыкается на уровне спинного мозга. Это, однако, не значит, что головной мозг не получает информацию о спинномозговых рефлексах: пациент чувствует удар и движение ноги. В мозг эта информация приходит по восходящим путям, благодаря проводящей функции спинного мозга.
С2. Спинной мозг представляет собой орган центральной нервной системы, разделённый на сегменты: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 1-3 копчиковых. Он покрыт тремя оболочками: паутинной, твёрдой и мягкой мозговой. Он постоянно омывается своеобразным раствором, который продуцируется в желудочках головного мозга, а затем стекает вниз, где всасывается в нижней его части. В его состав входит белое и серое вещество. Белое вещество - состоит из нейронов и их отростков, покрытых миелиновой оболочкой, а серое - в основном из немиелинизированных нейронов и их отростков. Белое вещество находиться по центру поперечного среза спинного мозга, а серое - на периферии. От каждого сегмента спинного мозга отходит пара спиномозговых корешков, иннервирующих далее все структуры тела.
Функции спинного мозга:
1) Центры безусловно-рефлекторной деятельности.
2) Проведение нервных импульсов от рецепторов периферии к головному мозгу.
3) Отсеивание "лишних" сигналов от рецепторов, не представляющих существенного значения для организма.
4) Иннервация тех органов и структур организма, которые не иннервируются черепно-мозговыми нервами.
С3. В отличие от новой коры, старая кора не может точно распознавать объекты, оценивать вероятность будущих событий и планировать ответы на их появление.
При рассмотрении двух систем с различной концентрацией осмотически активных веществ следует, что выравнивание концентраций в системе 1 и 2 возможно только за счет перемещение воды. В системе 1 концентрация воды выше, поэтому поток воды направлен от системы 1 к системе 2. По достижении равновесия реальный поток будет равен нулю.
Растительную клетку можно рассматривать как осмотическую систему. Клеточная стенка, окружающая клетку, обладает определенной эластичностью и может растягиваться. В вакуоли накапливаются растворимые в воде вещества (сахара, органические кислоты, соли), которые обладают осмотической активностью. Тонопласт и плазмалемма выполняют в данной системе функцию полупроницаемой мембраны, поскольку эти структуры избирательно проницаемы, и вода проходит через них значительно легче, чем вещества, растворенные в клеточном соке и цитоплазме. В связи с этим, если клетка попадает в окружающую среду, где концентрация осмотически активных веществ будет меньше по сравнению с концентрацией внутри клетки (или клетка помещена в воду), вода по законам осмоса должна поступать внутрь клетки.
Возможность молекул воды перемещаться из одного места в другое измеряется водным потенциалом (Ψв). По законам термодинамики вода всегда движется из области с более высоким водным потенциалом в область с более низким потенциалом.
Водный потенциал (Ψв) – показатель термодинамического состояния воды. Молекулы воды обладают кинетической энергией, в жидкости и водяном паре они беспорядочно движутся. Водный потенциал больше в той системе, где выше концентрация молекул и больше их общая кинетическая энергия. Максимальным водным потенциалом обладает чистая (дистиллированная) вода. Водный потенциал такой системы условно принят за нуль.
Единицей измерения водного потенциала являются единицы давления: атмосферы, паскали, бары:
1 Па = 1 Н/м2 (Н- ньютон); 1 бар=0,987 атм =105 Па=100 кПА;
1 атм =1,0132 бар; 1000 кПа = 1 МПа
При растворении в воде другого вещества, понижается концентрация воды, уменьшается кинетическая энергия молекул воды, снижается водный потенциал. Во всех растворах водный потенциал ниже, чем у чистый воды, т.е. в стандартных условиях он выражается отрицательной величиной. Количественно это понижение выражают величиной, которая называется осмотическим потенциалом (Ψосм.). Осмотический потенциал – это мера снижения водного потенциала за счет присутствия растворенных веществ. Чем больше в растворе молекул растворенного вещества, тем осмотический потенциал ниже.
При поступлении воды в клетку ее размеры увеличиваются, внутри клетки повышается гидростатическое давление, которое заставляет плазмалемму прижиматься к клеточной стенке. Клеточная оболочка, в свою очередь, оказывает противодавление, которое характеризуется потенциалом давления (Ψдавл.) или гидростатическим потенциалом, он обычно положителен и тем больше, чем больше воды в клетке.
Таким образом, водный потенциал клетки зависит от концентрации осмотически действующих веществ – осмотического потенциала (Ψосм.) и от потенциала давления (Ψдавл.).
При условии, когда вода не давит на клеточную оболочку (состояние плазмолиза или увядания), противодавление клеточной оболочки равно нулю, водный потенциал равен осмотическому:
Ψв. = Ψосм.
По мере поступления воды в клетку появляется противодавление клеточной оболочки, водный потенциал будет равен разности между осмотическим потенциалом и потенциалом давления:
Ψв.= Ψосм. + Ψдавл.
Разница между осмотическим потенциалом клеточного сока и противодавлением клеточной оболочки определяет поступление воды в каждый данный момент.
При условии, когда клеточная оболочка растягивается до предела, осмотический потенциал целиком уравновешивается противодавлением клеточной оболочки, водный потенциал становиться равным нулю, вода в клетку перестает поступать:
- Ψосм. = Ψдавл., Ψв.= 0
Вода всегда поступает в сторону более отрицательного водного потенциала: от той системы, где энергия больше, к той системе, где энергия меньше.