Сравни одноклеточные организмы с многоклеточными и найди черты сходства и различия между ними. Приведи по 3 примера одноклеточных и многоклеточных организмов
Каждом из разделов предлагаются задания всех уровней ЕГЭ. Такое построение общебиологической части пособия позволит вам более полно и системно подготовиться к сдаче экзамена, т.к. часть С включает в себя в обобщенном виде практически весь материал частей А и В. Задания группы С1 (повышенный уровень) На все задания группы С необходимо давать письменные ответы с объяснениями. Вопросы по цитологии 1. Докажите, что разделение органического мира по уровням организации имеет под собой научные основания. ответ на это вопрос должен быть кратким, но точным. Главными в этом вопросе являются слова – «уровни организации» и «научные основания». Уровень организации – это и форма существования живых систем. Например, клеточный уровень организации включает клетки. Следовательно, необходимо выяснить то общее, что позволило выделить уровни организации. Таким общим является системность организации живых тел и их постепенное усложнение (иерархия). Элементы правильного ответа Научными основаниями для разделения живых систем на уровни служат следующие положения. 1. Живые системы усложняются по мере развития: клетка – ткань – организм – популяция – вид и т.д. 2. Каждая более высоко организованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей, организм из органов и т.д. ответьте самостоятельно на следующие вопросы • Какими общими свойствами обладают все уровни организации жизни? • Что общего и различного между клеточным и популяционным уровнями жизни? • Докажите, что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем. 2. Каковы преимущества и недостатки метода моделирования перед методами исследования, применяемыми для изучения живых объектов? Элементы правильного ответа 1. К модели можно применить воздействия, неприменимые к живым телам. 2. Моделирование позволяет изменять любые характеристики объекта. ответьте самостоятельно • Как бы вы объяснили высказывание И.П. Павлова «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет»? • Приведите два примера использования экспериментального метода в цитологии. • С каких методов исследования можно разделять различные клеточные структуры? 3. Какие особенности строения молекулы позволяют воде выполнять ее функции в организме? Элементы правильного ответа 1. Полярность молекулы воды определяет ее растворять другие гидрофильные вещества молекул воды к образованию и разрыву водородных связей между ними обеспечивает воде теплоемкость и теплопроводность, переход из одного агрегатного состояния в другие. 3. Малые размеры молекул обеспечивают их проникать между молекулами других веществ. ответьте самостоятельно • Что произойдет с клеткой, если концентрация солей в ней будет выше, чем вне клетки? • Почему в физиологическом растворе клетки не сморщиваются и не лопаются от набухания? 4. Несколько ученых в 1954 и в 1972 г. получили Нобелевскую премию за установление при- роды химической связи в молекуле белка и за расшифровку структуры белка (рибонуклеазы). В чем заключался смысл их работы? Что они установили? Элементы правильного ответа 1. Ученые выяснили, что молекула белка имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры. 2. Ученые выяснили, что молекула белка состоит из множества различных аминокислот, связанных пептидными связями. 3. Ученые установили последовательность аминокислотных остатков в молекуле рибонуклеазы, т.е. ее первичную структуру. ответьте самостоятельно • Какие химические связи участвуют в образовании молекулы белка? • Какие факторы могут привести к денатурации белка? • Каковы особенности строения и функций ферментов? • В каких процессах проявляются защитные функции белков? 5. Какие общие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетке? Элементы правильного ответа 1. Указанные органические соединения выполняют строительную (структурную) функцию. 2. Указанные органические соединения выполняют энергетическую функцию. ответьте самостоятельно • Почему пищу, богатую целлюлозой, назначают для нормализации работы кишечника? • В чем заключается строительная функция углеводов? 6. Какие особенности строения ДНК подтверждают гипотезу о том, что ДНК хранит и передает наследственную информацию? Элементы правильного ответа 1. ДНК построена по принципу двойной спирали в соответствии с правилом комплементарности. 2. ДНК состоит из повторяющихся элементов – 4 видов
У большинства насекомых наблюдается развитие с полным превращением. У такого развития следующие стадии: яйцо - личинка - куколка - имаго (взрослое насекомое).
Взрослые насекомые уже не растут. Рост происходит на личиночной стадии. Чем лучше будет питание личинки, тем больше размеры имаго. При таком типе развития личинка не похожа на имаго, питается другой пищей и, часто, даже живет в другой среде. Биологический смысл такого развития — уменьшение конкуренции поколений. Куколка нужна для превращения.
У большинства насекомых наблюдается развитие с полным превращением. У такого развития следующие стадии: яйцо - личинка - куколка - имаго (взрослое насекомое).
Взрослые насекомые уже не растут. Рост происходит на личиночной стадии. Чем лучше будет питание личинки, тем больше размеры имаго. При таком типе развития личинка не похожа на имаго, питается другой пищей и, часто, даже живет в другой среде. Биологический смысл такого развития — уменьшение конкуренции поколений. Куколка нужна для превращения.
Объяснение: