Суммативное оценивание за раздел 6.4А «Экология и устойчивое развитие» Ф И 6 «___» класс 20 мин
Задания:
1.На рисунке представлена экосистема.[4б]
(a) Используя данные на рисунке, составьте экологическую пирамиду.


(b) Объясните переход энергии и веществ в экологической пирамиде.
с) Написать пример цепи питания, где последнее звено тигр
(d) Cколько кг необходимо продуцентов для существования тигра в 180кг




А?
Б?
В?
Г?
2.Перед Вами следы животных. Использую ключ, определить кому они принадлежат [4б]
Ключ
1.А Стопа широкая, когти короткие
Перейти к 2
1.Б Стопа узкая, когти длинные
Перейти к 3
2А Стопа широкая, когти широкие
Пума
2Б Стопа широкая, когти узкие
Медведь
3А Стопа и длинные когти единое целое
Дикобраз
3Б Стопа и длинные когти раздельные
Барсук




пума
барсук
дикобраз
медведь
3.Сравните многообразие живых организмов в экосистеме озера и океана (смотри рисунки ниже) [2б]
РАЗЛИЧИЯ
ОБЩЕЕ


Экосистема озера
Экосистема океана
4.Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе. Определите последствия этих проблем. Предложите пути решения этих проблем. ответы запишите в таблицу [3б]
Форма влияния человека (отрицательное)
Последствия влияния
Пути решения проблемы
Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
Объясняет переход
энергии и веществ в экологической пирамиде
1
составляет экологическую пирамиду;
1
объясняет переход энергии и веществ в экологической пирамиде;
1
представляет пример цепи питания
1
производит расчет количества продуцентов для тигра
1
Использует
характерные особенности организмов для определения видов растений и животных
2
называет одну общую особенность
животных;
1
определяет животных, используя
характерные особенности организмов;
3
Сравнивает
многообразие живых организмов в экосистемах озера и океана
3
называет различные организмы в
экосистемах озера и океана;
1
сравнивает многообразие живых
организмов;
1
Анализирует
причины некоторых экологических проблем своего региона
4
называет экологическую проблему;
1
определяет последствия этой проблемы;
1
предлагает пути решения проблемы.
1
Всего
13б
прорастание семян считается сложным биологическим процессом, который включает в себя несколько - превращений и заканчивается появлением на поверхности почвы первого зеленого листа. для прорастания требуются вода, тепло и воздух.
у различных культур необходимо следующее количество воды от их массы: овес — 60, пшеница и рожь — 56%, ячмень — 48, кукуруза — 44, просо, сорго, чумиза — 25%. более крупному зерну с плотной оболочкой, а также с высоким содержанием белка и жира требуется больше времени для набухания. прорастание может задерживаться или совсем прекращаться, если ограничивается поступление воды, тепла и воздуха. с ферментов в набухшем зерне происходит гидролиз запасных питательных веществ эндосперма. при этом выделяются специальные ферменты (цитаза и амилаза), которые расщепляют крахмал и гемицеллюлозу эндосперма в более простые углеводы (декстрин, мальтоза). фермент инвертаза превращает тростниковый сахар в глюкозу и фруктозу, которые после их распада используются на дыхание и рост клеток. фермент протеаза преобразует белки в аминокислоты и аммиак, а липаза — жиры в жирные кислоты и глицерин.
при прорастании зерна происходит распад запасных питательных веществ и образование новых соединений, из которых формируются все органы растения. вначале начинается рост зародышевых корешков, а затем стебелька. он покрыт специальным прозрачным чехликом (колеоптиле), который защищает его и первый зеленеющий листочек. при выходе на поверхность почвы он разрывает чехлик. при появлении всходов хлебных злаков у них бывает различная окраска: пшеница — зеленая, рожь — фиолетово-коричневая, ячмень — синевато-дымчатая, хлеба ii группы — бледно-зеленая. появление всходов связано со многими факторами: особенности культуры, влажность, температура, гранулометрический состав и плотность почвы, глубина посева и энергия прорастания семян. быстрому появлению всходов (через 4—6 дней) способствует теплая и влажная погода, а резкое похолодание тормозит этот процесс.
кущение. сначала из подземных узлов стебля образуются придаточные (узловые) корни, а затем появляются боковые побеги.
чаще всего они формируются из самого верхнего, который называется узлом кущения и находится на глубине 1—3 см от поверхности почвы. именно на нем образуется большинство боковых побегов и придаточных корней, которые принято называть мочковатой корневой системой. первый подземный узел формируется на 5—7-й день после появления всходов у большинства хлебов i группы (рожь, пшеница и ячмень) или одновременно с ними — у хлебов ii группы (просо, сорго, кукуруза, рис) и овса.
узел кущения является важным органом у злаковых растений, так как от степени его развития зависят формирование надземной массы и корневой системы, засухоустойчивость, зимостойкость и др. частичное повреждение его приводит к задержке роста растений, а отмирание — к их полной гибели. общей кустистостью называется число стеблей (побегов), приходящихся на одно растение. в полевых условиях у озимых культур формируются 5-8 стеблей в одном кусте, у яровых — 2-3, а при благоприятных условиях их число может достигать до 5-10 и больше. продуктивная кустистость определяется числом стеблей на одном растении, которые зерно. если боковые побеги формируются поздно, то на них не успевает образоваться и созреть зерно. побеги с недозревшим зерном называются подгоном, а неколосящиеся — подседом. при оптимальных почвенно-климатических условиях высокая урожайность зерновых культур бывает, если общая кустистость составляет 5— 8 побегов, в том числе продуктивная — 2—3. на таких стеблях формируются крупные колосья и зерна. энергия кущения и кустистость зависят от многих факторов (водно-воздушный, тепловой, пищевой и световой режимы, вид и сорт растения, качество семян, срок посева, норма высева и у отдельных культур начало кущения отмечается в разное время (хлеба i группы — при образовании 3—4 листьев, хлеба ii группы — в фазе 5-8 листьев).
источник: © зооинженерный факультет мсха