Тест
1. Розставте уявні молекули в порядку збільшення їхньої гідрофобності.
А велика неполярна молекула
Б маленька полярна молекула
В маленька малополярна молекула
Г середня малополярна молекула
Д велика полярна молекула
• 2. Укажіть рядок, у якому вуглеводи розташовані за зростанням своєї відносної молекулярної маси.
А сахароза- фруктоза- крохмаль
Б галактоза- сахароза- фруктоза
В крохмаль- глікоген- сахароза
Г глюкоза- лактоза- хітин
Д фруктоза- глюкоза- галактоза
• 3. Укажіть місце утворення стероїдних гормонів.
А печінка і нирки
Б шлунок і підшлункова залоза
В статеві залози і наднирники
Г епіфіз і гіпофіз
Д тимус і гіпоталамус
• 4. Увідповідніть складні молекули з більш простими молекулами, що входять до їхнього складу.
1. нейтральний жир
2. фосфоліпід
3. холестерол
4. гліколіпід
А гліцерол + три жирні кислоти
Б гліцерол + дві жирні кислоти + вуглевод
В гліцерол + дві жирні кислоти + фосфатна група
Г шість ізопренів
Д холестерол + дві жирні кислоти
• 5. Увідповідніть функції ліпідів з ліпідами, що їх виконують.
1. утворення мембран
2. теплоізоляційна
3. синтез гормонів, вітамінів
4. захисна
А нейтральний жир
Б фосфоліпід
В гума
Г холестерол
Д ізопреноїди
• 6. Як ви гадаєте, що б сталося з клітиною, якби всі її фосфоліпіди раптово були б заміщені нейтральними жирами? Обґрунтуйте свою думку.
• 7. Розгляньте уважно свою кімнату і назвіть об’єкти, що складаються здебільшого з ліпідів чи вуглеводів.
• 8. Жовчні кислоти, що їх виділяє печінка, працюють за тим самим принципом, що й мийні засоби. Підтвердите або спростуйте цю думку.
• 9. Деякі виробники на пляшках з рослинною олією пишуть «Без холестеролу». Чи правдиву вони подають інформацію покупцям? Як правильно реагувати на таку рекламу?
• 10. Нейтральні жири — гідрофобні молекули, то як тоді кров транспортує їх по нашому організму?
• 11. Основний структурний полісахарид тварин — гіалуронова кислота. Виробники косметики додають її до кремів для шкіри. Якщо судити з реклами, гіалуронова кислота всмоктується в шкіру й укріплює її зсередини. Чи можливо це? Відповідь аргументуйте.
• 12. Целюлоза, крохмаль, глікоген — полісахариди, мономером яких є глюкоза. Чому ж у них такі різні властивості?
Рост растений Растения, как и все живые организмы расти и развиваться. Но, в отличие от многих животных, растение растет всю свою жизнь. Посмотрите на старое, почти сухое дерево – весной на нем кое-где появляются молодые побеги, зеленые листья и его рост продолжается. Прекращается рост – растение умирает.Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это количественные изменения в организме. Он обусловлен делением и ростом клеток. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить максимальное жизненное пространство.Рост растений может быть непрерывным и периодическим. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.При периодическом росте ростовые процессы чередуются с периодами покоя, когда рост растения временно прекращается. У растений холодного и умеренного климатов приостановка ростовых процессов связана с сокращением продолжительности светового периода суток и наступлением зимы.Реакцию растений на продолжительность светового периода суток называют фотопериодизмом (от греч. фотос и периодос – чередование). От этой реакции зависит время наступления цветения и плодоношения растений. У тропических растений периодические приостановки роста обусловлены наступлением засушливого сезона.Как вы помните, в зависимости от места расположения образовательной ткани различают верхушечный и вставочный типы роста органов. В толщину (поперечный рост) органы растут за счет боковой образовательной ткани (камбия).Скорость и продолжительность роста регулируется фитогормонами, которые, перемещаясь по растению, ускоряют или тормозят рост определенных его участков. Это явление позволяет человеку управлять процессами роста растений. Вспомните, как, отщепив верхушку главного корня, можно усилить образование боковых и дополнительных корней. Вы также знаете, что обрезанием части ветвей кроны дерева можно добиться пробуждения и роста спящих почек. Эти методы часто используют в садоводстве и парковом хозяйстве, а удалением соцветий табака достигают усиления роста листьев, служащих сырьем для табачной промышленности.Развитие растений. Мы часто говорим, что растение растет и развивается. Развитие растений тесно связано с их ростом, но это не одно и то же. Развитие – это качественные изменения, последовательно происходящие в организме и его отдельных частях на протяжении жизни. Примером развития служит образование цветка. Отдельные его части также растут, но в целом его появление – новое качественное состояние всего организма. Поэтому цветение – показатель определенного этапа развития растения.Все преобразования, которые происходят в организме от момента образования зиготы до окончания жизни, называют индивидуальным развитием. В индивидуальном развитии семенных растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды. Зародышевый период начинается от образования зиготы и продолжается до момента прорастания семени, после чего наступает послезародышевый период. Он включает этапы проростка, молодости, зрелости и старости.Этап проростка длится от момента прорастания до формирования первых зеленых листьев. В это время проросток питается за счет запасных питательных веществ семени.Этап молодости – период жизни от появления первых зеленых листьев до начала цветения. В это время усиленно растут и формируются все вегетативные органы растения. Молодое растение, в отличие от проростка, питается за счет фотосинтеза.Дальнейшее развитие одно–, дву– и многолетних растений происходит по–разному. Однолетние растения на протяжении года полностью завершают рост, цветут, образуют семена и плоды и отмирают. Время их молодости непродолжительно (укроп, горох, огурцы): уже через 30–40 дней после прорастания они образуют цветки и вскоре плодоносят. У двулетних растений (капусты, моркови) на первом году жизни развиваются только корни и листья. На следующий год они образуют цветоносный побег, семена и плоды и после этого отмирают.