если рассматривать микропрепарат кожицы лука подмикроскопом, то можно увидеть, что она представляет собой видоизмененный эпидермис листа. так как луковица растет в темных местах, где нет доступа света, в ее клетках нет хлоропластов. заменой хлоропластам служат лейкопласты – прозрачные пластиды. сама луковица является видоизмененным побегом, имеющим уплощенное донце (стебель) и толстые сочные чешуи (листья).при микроскопии хорошо различимы особенности строения кожицы лука. ее клетки имеют удлиненную форму, некоторые из них кажутся прямоугольными. четко очерчены границы клеток, образованные плотными бесцветными оболочками, обеспечивающими постоянство формы клеток. особенностям строения клеточных оболочек, осуществляется транспорт воды с растворенными минеральными и органическими веществами. так как большую часть внутреннего простанства клеток заполняет крупная центральная вакуоль, заполненная клеточным соком, клетки при микроскопии выглядят бесцветными. вакуоль представляет собой резервуар для воды и питательных веществ в клетке кожицы чешуи лука. кроме запаса питательных веществ, вакуоль включает растворы минеральных солей и органических кислот, пигменты и другие продукты обмена веществ клетки растения. ядро и цитоплазма клетки оттеснены к периферии крупной вакуолью, вследствие чего цитоплазма оказывается разделенной на отдельные участки. такие тяжи цитоплазмы определяются при большом увеличении под цифровым микроскопом как узкие полосы, расходящиеся радиально от ядра к периферии. характерна зернистая структурированность тяжей цитоплазмы, что объясняется наличием различных органелл в ней. поэтому клетки кожицы лука имеют своеобразный рисунок при микроскопии.в ходе лабораторного опыта можно изучить явление плазмолиза в клетках кожицы лука с целью понять суть одного из главных свойств мембраны клетки – ее . для этого после приготовления препарата кожицы лука наносят на него раствор поваренной соли (гипертонический раствор безопасного соединения). это действие провоцирует начало плазмолиза. плазмолиз представляет собой отделение от плотной клеточной оболочки прилегающего слоя цитоплазмы из-за потери ею воды. эта реакция характеризуется обратимостью. деплазмолиз – это увеличение объема цитоплазмы до начального значения. но если плазмолиз длительный и глубокий, то деплазмолиз не осуществляется из-за нарушения проницаемости мембраны клетки. в ходе плазмолиза вначале трансформации подвергаются крайние клетки препарата кожицы лука, затем вовлекаются остальные. при этом протопласты сжимаются и отделяются от стенок клеток кожицы лука. причиной плазмолиза является диффузия воды через мембрану по направлению из области раствора с низкой концентрацией солей к участкам с более высокой. с целью произвести деплазмолиз заменяют гипертонический раствор соли на воду (гипотонический раствор).
Из уст в уста передавали в древности состав сборов трав, из которых готовили целебные отвары. Но бывало так, что целебный отвар мог стать ядом и принести не выздоровление, а смерть больному. Учитель: - Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи. Выберите с которого можно было бы избежать такой ситуации. Тест № 1. а) нарисовать лекарственные травы. б) написать рецепт. в) изготовить лекарство и предлагать его в готовом виде. ( Работа над ответами детей, вывод на доске: б) написать рецепт). Ситуация вторая. Рассказывает Чеканов Виталий. Слайд 2. Однажды молодой князь получил от отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи. Сын понял послание так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже давно простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне» Долго ждал сын отца. А отец тем временем ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце». Учитель: - Как вы думаете, каким нужно было передать сообщение, чтобы оно было понятно и отцу и сыну. Тест № 2. а) нарисовать картину; б) послать гонца с устным сообщением; в) написать письмо. ( Анализ ответов, запись на доске: в) написать письмо.) Учитель: - Какой же вывод можно сделать? Дети делают вывод : самым надежным и в одном и в другом случае оказались бы письменные написания, которые можно передать очень точно не только друг другу, но и будущим поколениям. А для этого, конечно, надо иметь азбуку, знать письменность. IY. Физминутка. Покачайтесь, покружитесь. Потянитесь, распрямитесь Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку. Поскачите – ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите. И читать, друзья, начните Y. Продолжение работы по теме урока. Тема урока: Из истории создания старославянской азбуки. Цель: узнать и ответить на вопрос: - Кто и зачем создал старославянскую азбуку? - На чем писали на Руси? - Какое значение имело создание азбуки для развития и просвещения государства? Учитель: Что же послужило началом создания азбуки на Руси? Рассказ Ищенко Юли. Однажды Византийский император пригласил греческого монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Христа». Кирилл ответил: « Хотя я болен, но я рад пойти туда, только, если они имеют буквы для своего языка». Оказывается букв, при обозначать славянскую речь, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при специальных знаков. Кирилл, зная греческий язык и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему старший брат Мефодий. Карта. Показать Византию, Грецию, Русь. Слайд №3. (греческий и старославянский алфавит). Учитель: Как вы думаете , какой из этих алфавитов греческий, а какой старославянский? Почему? (Дети отвечают, обосновывая свой ответ).
Учитель: Почему так важна была азбука для Руси? (Дети высказывают свое мнение) Учитель: Почему о создателях азбуки Кирилле и Мефодии мы говорим на уроках истории нашего государства. Выберите правильный ответ. а.
если рассматривать микропрепарат кожицы лука подмикроскопом, то можно увидеть, что она представляет собой видоизмененный эпидермис листа. так как луковица растет в темных местах, где нет доступа света, в ее клетках нет хлоропластов. заменой хлоропластам служат лейкопласты – прозрачные пластиды. сама луковица является видоизмененным побегом, имеющим уплощенное донце (стебель) и толстые сочные чешуи (листья).при микроскопии хорошо различимы особенности строения кожицы лука. ее клетки имеют удлиненную форму, некоторые из них кажутся прямоугольными. четко очерчены границы клеток, образованные плотными бесцветными оболочками, обеспечивающими постоянство формы клеток. особенностям строения клеточных оболочек, осуществляется транспорт воды с растворенными минеральными и органическими веществами. так как большую часть внутреннего простанства клеток заполняет крупная центральная вакуоль, заполненная клеточным соком, клетки при микроскопии выглядят бесцветными. вакуоль представляет собой резервуар для воды и питательных веществ в клетке кожицы чешуи лука. кроме запаса питательных веществ, вакуоль включает растворы минеральных солей и органических кислот, пигменты и другие продукты обмена веществ клетки растения. ядро и цитоплазма клетки оттеснены к периферии крупной вакуолью, вследствие чего цитоплазма оказывается разделенной на отдельные участки. такие тяжи цитоплазмы определяются при большом увеличении под цифровым микроскопом как узкие полосы, расходящиеся радиально от ядра к периферии. характерна зернистая структурированность тяжей цитоплазмы, что объясняется наличием различных органелл в ней. поэтому клетки кожицы лука имеют своеобразный рисунок при микроскопии.в ходе лабораторного опыта можно изучить явление плазмолиза в клетках кожицы лука с целью понять суть одного из главных свойств мембраны клетки – ее . для этого после приготовления препарата кожицы лука наносят на него раствор поваренной соли (гипертонический раствор безопасного соединения). это действие провоцирует начало плазмолиза. плазмолиз представляет собой отделение от плотной клеточной оболочки прилегающего слоя цитоплазмы из-за потери ею воды. эта реакция характеризуется обратимостью. деплазмолиз – это увеличение объема цитоплазмы до начального значения. но если плазмолиз длительный и глубокий, то деплазмолиз не осуществляется из-за нарушения проницаемости мембраны клетки. в ходе плазмолиза вначале трансформации подвергаются крайние клетки препарата кожицы лука, затем вовлекаются остальные. при этом протопласты сжимаются и отделяются от стенок клеток кожицы лука. причиной плазмолиза является диффузия воды через мембрану по направлению из области раствора с низкой концентрацией солей к участкам с более высокой. с целью произвести деплазмолиз заменяют гипертонический раствор соли на воду (гипотонический раствор).
Учитель: - Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи. Выберите с которого можно было бы избежать такой ситуации.
Тест № 1.
а) нарисовать лекарственные травы.
б) написать рецепт.
в) изготовить лекарство и предлагать его в готовом виде.
( Работа над ответами детей, вывод на доске:
б) написать рецепт).
Ситуация вторая. Рассказывает Чеканов Виталий.
Слайд 2.
Однажды молодой князь получил от отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.
Сын понял послание так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже давно простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне»
Долго ждал сын отца. А отец тем временем ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце».
Учитель: - Как вы думаете, каким нужно было передать сообщение, чтобы оно было понятно и отцу и сыну.
Тест № 2.
а) нарисовать картину;
б) послать гонца с устным сообщением;
в) написать письмо.
( Анализ ответов, запись на доске: в) написать письмо.)
Учитель: - Какой же вывод можно сделать?
Дети делают вывод : самым надежным и в одном и в другом случае оказались бы письменные написания, которые можно передать очень точно не только друг другу, но и будущим поколениям. А для этого, конечно, надо иметь азбуку, знать письменность.
IY. Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь.
Потянитесь, распрямитесь
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите – ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите.
И читать, друзья, начните
Y. Продолжение работы по теме урока.
Тема урока: Из истории создания старославянской азбуки.
Цель: узнать и ответить на вопрос:
- Кто и зачем создал старославянскую азбуку?
- На чем писали на Руси?
- Какое значение имело создание азбуки для развития и просвещения
государства?
Учитель: Что же послужило началом создания азбуки на Руси?
Рассказ Ищенко Юли.
Однажды Византийский император пригласил греческого монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Христа».
Кирилл ответил: « Хотя я болен, но я рад пойти туда, только, если они имеют буквы для своего языка».
Оказывается букв, при обозначать славянскую речь, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при специальных знаков. Кирилл, зная греческий язык и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему старший брат Мефодий.
Карта. Показать Византию, Грецию, Русь.
Слайд №3. (греческий и старославянский алфавит).
Учитель: Как вы думаете , какой из этих алфавитов греческий, а какой старославянский? Почему? (Дети отвечают, обосновывая свой ответ).
Учитель: Почему так важна была азбука для Руси?
(Дети высказывают свое мнение)
Учитель: Почему о создателях азбуки Кирилле и Мефодии мы говорим на уроках истории нашего государства. Выберите правильный ответ.
а.