. Только для растений характерно:
1) питание готовыми органическими веществами;
2) наличие фотосинтезирующей ткани;
3) клеточное строение;
4) оформленное ядро.
2. Передвижение растворов органических веществ в рас¬тении происходит по:
1) сосудам ксилемы; 3) столбчатой паренхиме;
2) ситовидным трубкам; 4) губчатой паренхиме.
3. Тонкую оболочку, вязкую цитоплазму и относительно крупное ядро имеют:
1) ситовидные трубки; 3) механические волокна;
2) сосуды; 4) клетки образовательной ткани.
4. К вегетативным органам растения не относится:
1) цветок; 3) корень;
2) стебель; 4) лист.
5. У черенка смородины, посаженного в почву, отрастают корни:
1) придаточные; 3) видоизмененные;
2) главные; 4) запасающие.
6. Корневой чехлик защищает зону:
1) проведения; 3) роста;
2) всасывания; 4) деления.
7. Видоизмененным побегом является:
1) колючка кактуса; 3) клубень картофеля;
2) воздушные корни орхидеи; 4) корнеклубень георгина.
8. Корневище в отличие от корня имеет:
1) покровную ткань; 3) почки;
2) корневые волоски; 4) сосуды.
9. Стержневая корневая система имеется у:
1) двудольных растений; 3) папоротникообразных;
2) однодольных растений; 4) мхов.
10. Сходство корня и побега заключается в том, что они:
1) растут верхушкой;
2) выполняют одну функцию;
3) имеют зону всасывания;
4) являются органами полового размножения покрытосеменных.
11. Зачаточные цветки можно обнаружить в почках:
1) спящих; 3) вегетативных;
2) пазушных; 4) генеративных.
12. Камбий расположен:
1) на верхушке побега; 3) в завязи пестика;
2) на кончике корня; 4) между корой и древесиной;
13. Наиболее интенсивно фотосинтез происходит:
1) в жилках листа; 3) в кожице листа;
2) в столбчатой ткани; 4) в зоне всасывания.
14. Главные части цветка - это:
1) чашечка и венчик; 3) цветоножка и цветоложе;
2) пестик и тычинка; 4) зона деления и зона роста.
15. Плод образуется из:
1) завязи пестика; 3) околоцветника;
2) оплодотворенной яйцеклетки; 4) околоплодника.
16. Из оплодотворенной яйцеклетки у цветковых растений образуется:
1) плод; 3) зародыш семени;
2) эндосперм; 4) семя.
17. Оплодотворение у покрытосеменных растений:
1) нуждается в наличии воды; 3) приводит к образованию заростка;
2) происходит в цветке; 4) отсутствует.
18. Яйцеклетки у цветковых растений образуются:
1) в завязи пестика; 3) в пыльниках;
2) в генеративных почках; 4) в пыльцевых трубках.
19. Растения семейства Крестоцветные имеют плоды:
1) сухие многосемянные; 3) сочные многосемянные;
2) сухие односемянные; 4) сочные односемянные.
20. У каких растений плод - ягода?
1) слива и вишня; 3) огурец и тыква;
2) томат и смородина; 4) яблоня и груша.
развитие и формирование представлений об анатомии и начинаются с глубокой древности.
среди первых известных ученых-анатомов следует назвать алкемона из кратоны, который жил в v в. до н. э. он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.
гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — один из ученых медицины древней греции. изучению анатомии, эмбриологии и он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.
учеными-естествоиспытателями своего времени были платон (427—347 до н. э.) и аристотель (384—322 до н. изучая анатомию и эмбриологию, платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. по его мнению, главным органом в организме является сердце. он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.
большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела александрийская школа врачей, которая была создана в iii в. до н. э. врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. в этот период стали известны имена двух ученых-анатомов: герофила (род. ок. 300 до н. э.) и эрасистрата (ок. 300 — ок. 240 до н. герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении. крупными учеными-анатомами xix и первой половины xx века, оставившими большой след в развитии анатомии, были следующие ученые.
п. а. загорский (1764-1846) - автор первого оригинального учебника анатомии "руководство к познанию человеческого тела". он начал систематическое изучение аномалий и вариаций строения и первый стал применять сравнительно-анатомические данные к уяснению строения человека.
и. в. буяльский (1789-1866) - автор атласа "таблицы хирургической анатомии".
а. м. шумлянский (1748-1795) - оригинальный исследователь, давший много ценного по изучению строения почек.
x. и. лодер (1758-1832) - один из учителей н. и. пирогова. по плану лодера был построен анатомический театр московского университета и создан музей. он написал прекрасный учебник по анатомии, а составленный им анатомический атлас долгое время оставался непревзойденным.
самым анатомом и хирургом xix века был н. и. пирогов (1810-4881). н. и. пирогов начал изучение анатомии в те времена, когда эта наука не имела еще достаточно широкого применения в медицине. "я застал еще в берлине практическую медицину, - вспоминал пирогов, - почти совершенно изолированную от главных реальных ее основ: анатомии и . было так, что анатомия и сами по себе, а медицина сама по себе. и сама хирургия не имела ничего общего с анатомией. ни руст, ни грефе, ни диффенбах (знаменитые хирурги - а с.) не знали анатомии. о профессорах терапии и патологии, о клиницистах по внутренним болезням и говорить нечего". будучи за границей, пирогов добровольно работал ассистентом, лишь бы учиться. "у каждого человека, - говорил он, - надо учиться тому, что он лучше всего знает или делает".