Любое природное сообщество на протяжении длительного времени не остается постоянным. со временем могут меняться климатические условия, появляться новые виды и исчезать старые. постепенно один биогеоценоз может превратиться в совершенно другой. в таких случаях говорят, что произошла смена биогеоценоза. смена природного сообщества начинается с изменения в составе растений. от растений зависит видовой состав животных, поэтому вслед за растениями меняется и их видовой состав. смена разных природных сообществ может проходить с разной скоростью. выделяют внутренние и внешние причины смены сообществ. внешние причины возникают за пределами сообщества, не зависят от него. внутренние связаны с процессами, происходящими в самом биогеоценозе. внешними причинами могут быть изменение климата, рельефа, состава почвы, различные природные катаклизмы, воздействие человека. внутренними причинами являются воздействия растений и животных на условия среды и другие организмы. это, так называемое, средообразующее действие биогеоценоза. под влиянием внутренних причин происходит, например, смена лугов лиственным, а затем еловым лесом. смена происходит из-за того, что сами растения условия, когда их же молодые особи не могут нормально развиваться, однако эти условия подходят для других видов. в мелколиственном лесу (березняке, осиннике, ольховнике) подросшие деревья затеняют свои же проростки, но условия для елей, которые хорошо растут в тени. таким образом мелколиственный лес можно считать неустойчивым сообществом, а ельник — устойчивым, средообразующим.
Использование животными различных орудий может быть инстинктивным, результатом разумного мышления, а также зависеть от множества других факторов. птицы и млекопитающие с крупным мозном - приматы, дельфины, слоны, вороны - легко обучаются, подражая привычкам других особей своего вида. подражение - кратчайший путь, ведущий к использованию животными орудий труда. видя, что деятельность отдельной особи особенно результативна, ей начинают подражать другие животные. приматы начинают пользоваться орудиями ещё будучи детёнышами, во время игр. если у животного не было опыта общения с различными предметами в детском возрасте, скорее всего, позже оно не будет их воспринимать как орудия. некоторые птицы обучают своих птенцов вскрывать раковины малюсков.