У здоровых родителей родился сын с гемофилией и дальтонизмом. Известно, что отец страдал цветовой слепотой. Определите вероятность рождения ребёнка с двумя аномалиями одновременно, учитывая, что гены гемофилии и дальтонизма располагаются на X-хромосоме на расстоянии 9,8 моргарид.
1. в чем основное отличие развития с метаморфозом и без него?
при развитии с метаморфозом взрослые особи и их личиночные стадии совершенно непохожи. при развитии без превращения личинка похожа на взрослую особь.
2. каковы преимущества и недостатки метаморфоза?
при развитии с метаморфозом личинки не только внешне непохожи на взрослых особей. у них может быть другой среда обитания, способ передвижения, пища. это является большим преимуществом, поскольку снижается конкуренция между особями одного вида за территорию и пищу. недостатком такого развития является то, что зачастую личинки являются уязвимыми и имеют небольшую выживаемость. для развития личинок и взрослых особей в разных средах необходимы разнообразные природные условия. часто случается, что небольшие лужи и ручьи пересыхают еще до момента окончательного развития личинки.
3. какие известные вам животные развиваются с превращение, а какие – без него?
развитие с превращением характерно для бабочек, жуков, лягушек, моллюсков. развитие без превращение наблюдается у дождевых червей, пауков, клопов, кузнечиков, тараканов, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
4. рассмотрите рисунки 184, 186, 187. какое приспособительное значение для животных имеет развитие с превращением?
при развитии с метаморфозом личинки не только внешне непохожи на взрослых особей. у них может быть другой среда обитания, способ передвижения, пища. это является большим преимуществом, поскольку снижается конкуренция между особями одного вида за территорию и пищу.
5. почему неблагоприятные условия жизни удлиняют развитие личиночной стадии?
как правило, в личиночной стадии организмы активно питаются. достаточное питание – необходимое условие дальнейшего превращения. при неблагоприятных условиях личинка более продолжительное время накапливает энергию для развития.
работая в группах, рассмотрите рисунок 184 и составьте схемы развития животных: многощетинкового червя полихеты, брюхоногого моллюска, морского ежа, майского жука, лягушки.
многощетинковый червь: яйцо – личинка – взрослая особь.
брюхоногий моллюск: яйцо – личинка - взрослая особь.
морской еж: яйцо – личинка – взрослая особь.
майский жук: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь.
лягушка: яйцо – личинка (головастик) - лягушонок – взрослая особь.
Роль органических веществ:
1. Участвуют в построении клеток и тел организмов (структурная и строительная функция)
2. Являются запасными веществами ( жиры и углеводы)
3. Участвуют в транспорте газов (гемоглобин)
4. Регулируют функции организма (гормоны)
5. Отвечают за окрас и пигментацию (хлорофилл, антоцианы, меланин)
6. Защитная (меланин, метилмеркаптан)
7. Участвуют в фотосинтезе (хлорофилл)
8. Являются ферментами (белки)
9. Несут генетическую информацию (нуклеиновые кислоты)
10. Энергетическая функция (при окислении органических веществ выделяется энергия)
11. Двигательная ( белки образуют реснички, жгутики, мышцы