Укажите фамилию ученого, предложившего теорию эволюционного развития человека:
а) Дарвин
б) Морган
в) Ламарк
2. Согласно дарвинистской теории, человек произошел от:
а) кенгуру
б) приматов
в) волков
3. Что общего у человека с животными:
а) строение задних конечностей
б) строение мозга
в) строение скелета
4. Что общего у человека с животными:
а) система кровообращения
б) строение сердца
в) объем легких
5. Что общего у человека с животными:
а) количество крови в организме
б) объем легких
в) органы дыхания
6. Предпосылкой для очеловечивания приматов стало(и):
а) коллективное проживание
б) орудия труда
в) изменение климата
7. В основе всех эволюционных процессов лежит закон:
а) закон сохранения энергии
б) закон изменчивости
в) естественный отбор
8. Человекообразные обезьяны назывались:
а) австралопитеки
б) шимпанзе
в) неандертальцы
9. Основная заслуга Дарвина:
а) разработка теории естественного отбора
б) создание первой эволюционной теории
в) создание закона наследственных признаков
10. Что является причиной возникновения и прогрессивной эволюции первичных хемосинтезирующих прокариот:
а) избыток углекислого газа в атмосфере
б) отсутствие кислорода в атмосфере
в) истощение запасов органических веществ в океане
11. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) В природе выживают и оставляют потомство наиболее при особи.
б) Процесс самозарождения жизни продол¬жается постоянно.
в) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу.
12. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) Приобретённые полезные признаки наследуются.
б) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости.
в) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу.
13. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно.
б) Приобретённые полезные признаки наследуются.
в) Организмы размножаются в геометрической прогрессии.
14. Значение теории Дарвина заключается в том, что она впервые:
а) объяснила механизм возникновения жизни на Земле
б) выявила факторы, определяющие причины разнообразия и при видов
в) доказала, что виды изменяются в ходе исторического развития
15. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Дарвин считал:
а) внутривидовую
б) межвидовую
в) борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды
16. Что является причиной образования новых видов, по Дарвину:
а) неограниченное размножение
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида
в) борьба за существование
17. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
а) борьба за существование
б) наследственная изменчивость
в к неограниченному размножению
18. Наиболее правильно с позиций дарвинизма это утверждение:
а) вид – это совокупность особей, возникших в результате акта творения
б) вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов
в) вид – это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе
19. Что является элементарной единицей эволюции:
а) популяция
б) подвид
в) особь
20. Как называется совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды:
а) естественный отбор
б) наследственная изменчивость
в) борьба за существование
21. Что по мнению Дарвина не относится к движущим силам эволюции:
а) борьба за существование
б) естественный отбор
в) искусственный отбор
22. Где жил и работал Дарвин:
а) в Германии
б) в Швеции
в) в Англии
23. Древнейшие люди не умели:
а) защищаться от врагов
б) укрываться от непогоды
в) пользоваться огнем
24. На этом этапе эволюции первобытные люди начали жить в группах по 50-100 человек:
а) Австралопитеки
б) Неандертальцы
в) Человек прямоходящий
25. На этом этапе внешность человека начала соответствовать внешнему облику современного человека:
а) Питекантроп
б) Человек умный
в) Кроманьонец
26. Самое главное орудие труда Человека прямоходящего называлось:
а) камень
б) каменное рубило
в) скребло
27. С какого уровня организации жизни осуществляется эволюционное обновление:
а) популяционного
б) организменного
в) биогеоценозного
28. Образование новых видов в природе происходит в результате:
а) деятельности человека
б) методического отбора
в) взаимодействия движущих сил эволюции
29. Процесс расхождения признаков внутри вида называется:
а) дивергенцией
б) ароморфозом
в) конвергенцией
30. Где расположен Дарвинский заповедник:
а) в Украине
б) в Европейской части России
в) в Белоруссии
Известно около 3 тыс. видов . Обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоемов. Почвенные дождевые черви играют большую роль в почвообразовании
Строение.
Тело малощетииковых червей сильно вытянуто, цилиндрическое и состоит из разного числа внешне сходных сегментов. На переднем конце тела расположен рот, на заднем — анальное отверстие.
Размеры тела колеблются от нескольких миллиметров до 3 м . Покровы содержат большое количество кожных желез, выделяющих слизь.
У почвенных форм они играют большую роль при передвижении червей
Органы чувств развиты слабо. Глаза и щупальца у большинства форм отсутствуют. Имеются чувствующие щетинки, обонятельные ямки и статоциты.
И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а также ферменты, спирты, лимонную кислоту. Процессы квашения пищевых продуктов тоже связаны с бактериальной активностью.
Встречаются бактерии – симбионты (от лат. «сим» - вместе, «биос» - жизнь) , которые живут в организмах растений и животных и приносят им определенную пользу. Например, клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корешках некоторых растений усваивать газообразный азот из почвенного воздуха и таким образом снабжают эти растения азотом, необходимым для жизнедеятельности. Отмирая, растения обогащают почву соединениями азота, что было бы невозможно без участия таких бактерий.
Известны хищные бактерии, поедающие представителей других видов прокариот.
Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные (от греч. «патос» - болезнь и «генезис» - происхождение) бактерии – источник различных заболеваний человека и животных, таких, как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.