Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых» Цель работы: определить этапы развития насекомых на примере саранчи и бабочки. Оборудование: коллекция «Развитие насекомых», учебник, гл. 22 «Рост и развитие животных», с. 147 – 148, схемы развития зародыша, строения яйца на разных этапах его развития. Ход работы. 1. Изучите рисунки лабораторного листа, текст учебника и рисунки на стр. 147 – 148. 2. Используя рабочую тетрадь на стр. 42, № 112, составьте схемы развития саранчи и бабочки. Письменно проведите их сравнение. 3. Сделайте вывод о причинах отличия в развитии животных. Предложите гипотезы, объясняющие тот факт, что личинки некоторых насекомых похожи на кольчатых червей. Подтвердите свои гипотезы другими примерами. Обобщение и закрепление знаний. :- У бабочки непарного шелкопряда не развиты ротовые органы, она не питается. Как вы думаете, за счет каких источников энергии она живет и даже размножается? - Многие насекомые зимуют на стадии куколки. Предложите механизм, регулирующий время окукливания и появления взрослого насекомого из куколки весной.
Рыбы относятся к позвоночным животным. Для позвоночных характерно наличие черепа, позвоночника и парных конечностей (или плавников). Передний конец нервной трубки у них формирует головной мозг, он защищен черепом.Класс Костные рыбыТело рыб делится на голову, туловище и хвост, покрыто кожей с костной чешуей, защищающей тело от повреждений. Кожа имеет железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение в воде. Парные грудные и брюшные плавники обеспечивают сохранение равновесия при движении в воде. К непарным плавникам относятся спинной, хвостовой и анальный плавники.Скелет рыб состоит из большого числа костей и имеет четыре отдела: череп, позвоночник, пояс конечностей и скелет плавников. Основу скелета составляет позвоночник, тянущийся от головы до хвостового плавника и имеющий всего два отдела - туловищный и хвостовой. Позвоночник состоит из позвонков, имеющих тело, верхнюю и нижнюю дуги. Верхние дуги позвонков образуют канал, в котором находится спинной мозг. Нижние отростки позвонков в грудном отделе позвоночника развиваются в ребра, защищающие внутренние органы. Позвоночник неподвижно соединен с черепом.Кровеносная система замкнутая - с двухкамерным сердцем, состоящим из предсердия и желудочка. Кровь от сердца движется по артериям к органам, а от органов по венам - к сердцу, циркулируя, таким образом, по одному кругу кровообращения. Газообмен проходит в жабрах. Жабры костных рыб прикрыты жаберными крышками.Пищеварительная система рыб начинается ртом с острыми одинаковыми зубами, сидящими на челюстях. Через рот и глотку пища попадает в пищевод и желудок, где переваривается желудочным соком.У костных рыб есть плавательный пузырь, расположенный в полости вдоль позвоночника и являющийся выростом кишечника, утратившим с ним связь. У сельдей, лососей, угрей и др. связь кишечника с плавательным пузырем сохраняется у взрослых форм. У остальных рыб эта связь сохраняется на стадии личинки. В стенках пузыря находятся капилляры. Протекающая по ним кровь либо поглощает из пузыря газ, либо выделяет в него газы. Изменение объема газов в плавательном пузыре изменяет плотность тела рыб, в результате рыбы всплывают или Опускаются на дно.Выделительная система представлена парными лентовидными почками, расположенными между позвоночником и плавательным пузырем.Нервная система состоит из головного и спинного мозза и отходящих от них нервов. Головной мозг расположен в мозговой коробке и имеет пять отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг н мозжечок. В поведении рыб проявляются условные и безусловные рефлексы.Органы чувств рыб обеспечивают им ориентацию в пространстве. В парных органах зрения неэластичный шаровидный хрусталик не позволяет рыбам видеть на большом расстоянии. Важную роль в жизни рыб играют запахи, распространяющиеся в воде. Органы обоняния представлены двумя носовыми ямками на переднем конце головы, Органами вкуса являются вкусовые почки в ротовой полости и на поверхности тела. Рыбы хорошо воспринимают, звуковые волны, распространяющиеея в воде, у них есть органы слуха, целиком погруженные в кости черепа, и представленные топько внутренним: ухом (полукружным каналом лабиринта).Костные рыбы раздельнополы. У самок — парные яичники, у самцов — парные семенники. Оплодотворение, как правило, наружное. Процесс метания икры и семенной жидкости в воду называется нерестом. Вышедшие из оплодотворенной икринки личинки, сначала питаются за счет желточного мешка, а затем - одноклеточными водорослями и простейшими. Претерпев ряд изменений, личинка превращается в малька, тело которого покрыто чешуей.К классу Костные рыбы относятся: Осетровые. Для них характерен хрящевой скелет, тело покрыто пятью рядами крупных костных пластин. Представители: осетры, белуги, стерляди и др; Двоякодышащие рыбы могут дышать растворенным в воде кислородом и атмосферным воздухом, для чего у них имеются легкие - гомологи плавательного пузыря, хорда сохраняется в течение всей жизни. Австралийский рогозуб и африканский чешуйчатник. Кистеперые рыбы. Из современных киетеперых известна латимерия. Скелет состоит в основном из хряща, сохранилась и хорда. Плавательный пузырь развит слабо. Костистые рыбы обладают развитым костным скелетом. Насчитываются около 40 отрядов: сельдеобразные, лососевые, карпообразные, тресковые (навага, пикша) и др.Класс Хрящевые рыбыК классу Хрящевые рыбы относятся представители отрядов акул и скатов. Они имеют хрящевой скелет. Жаберных крышек нет, а с каждой стороны тела открываются наружу 5-7 жаберных щелей.
Цель работы: определить этапы развития насекомых на примере саранчи и бабочки.
Оборудование: коллекция «Развитие насекомых», учебник, гл. 22 «Рост и развитие животных», с. 147 – 148, схемы развития зародыша, строения яйца на разных этапах его развития.
Ход работы.
1. Изучите рисунки лабораторного листа, текст учебника и рисунки на стр. 147 – 148.
2. Используя рабочую тетрадь на стр. 42, № 112, составьте схемы развития саранчи и бабочки. Письменно проведите их сравнение.
3. Сделайте вывод о причинах отличия в развитии животных. Предложите гипотезы, объясняющие тот факт, что личинки некоторых насекомых похожи на кольчатых червей. Подтвердите свои гипотезы другими примерами.
Обобщение и закрепление знаний.
:- У бабочки непарного шелкопряда не развиты ротовые органы, она не питается. Как вы думаете, за счет каких источников энергии она живет и даже размножается?
- Многие насекомые зимуют на стадии куколки. Предложите механизм, регулирующий время окукливания и появления взрослого насекомого из куколки весной.