УМОЛЯЮ СОР В ТЕЧЕНИИ ЧАСА Предмет: Естествознание
Класс:6
Суммативное оценивание по разделу «Процессы в живой и неживой природе»
Задания
1. Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Это растения и грибы, различные бактерии и животные. Мы говорим, рак, улитка, сосна, мох, коралл, дрожжи, кишечная палочка – это живые существа.
Объясните, почему, такие разные по размерам, формам, окраске, поведению и многим другим признакам объекты объединяют в большую группу живых организмов.
Докажите своё объяснение примерами.
2) Дополните таблицу, впишите в пустые ячейки названия процессов или их определения.
Название Определение
– это процесс воспроизведения себе подобных
Выделение – это …
– это свойство всего живого изменять своё положение в проявлять активность
Обмен веществ и энергии –
это процесс, когда …
Раздражимость – это…
3) Укажите правильный ответ, в котором первый процесс протекает с поглощением энергии, а второй - с выделением.
A) в костре горят дрова; на солнце темная рубашка нагревается;
B) капает сосулька; солнце согревает воздух;
C) тает снег; остывает кофе в кружке.
D) горит свеча; лужа замерзает;
Во всасывающей зоне корня кроме поглощения, воды и минеральных солей протекают сложные химические процессы обмена веществ и образования различных новых соединений из которых строятся белки, жиры, витамины, ростовые вещества. Они необходимы для нормального роста и развития растения.
Большинство растений нуждается в таких элементах минерального питания, как азот, фосфор, калий, магний, сера. При нехватке азота растения отстают в росте и формируют мелкие листья. Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня, тормозит образование клубней и луковиц. При недостатке магния нарушается образование хлоропластов и хлорофилла. Нехватка серы угнетает фотосинтез.
3. НАЗОВИТЕ ПРОМЫСЛОВЫХ РАКООБРАЗНЫХ. ОПИШИТЕ ИХ СРЕДУ ОБИТАНИЯ.
Среда обитания водная ( моря, океаны, реки). Большинство ведет ридонный образ жизни и обитают в холодных водах
Краб камчатский
Красб колючий
Краб равношипный
Краб волосатый
Краб синий
Краб стригун
Северный чилим
Шримс медвежонок
Омар
Лангуст
4. СРАВНИТЕ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ РЕЧНОГО РАКА И ПАУКА-КРЕСТОВИКА И НАЗОВИТЕ РАЗЛИЧИЯ.
Нервная система речного рака: подглоточный узел + надглоточный узел + брюшная нервная цепочка.
Нервная система паука: подглоточный узел + надглоточный узел + брюшная нервная цепочка.
Ганглии брюшной цепочки пауков сливаются и образуют один звездчатый ганглий. В окологлоточном кольце отсутствует ганглий, иннервирующий первую апру антенн.
5. установите взаимосвязь особенностей питания паука-крестовика и строения его пищеварительной системы.
У паука частично внешнее пищеварение. Поймав жертву, он опутывает ее паутиной и впрыскивает яд с пищеварительными сками, которые частично переваривают внутренности жертвы и делают их полужидкими.
Хелицеры имеют протоки, по которым яд и ферменты вводятся в жертву. Секрет, вводимый в жертву, содержит пищеварительные ферменты слюны. Роль насоса выполняют глотка и пищевод
6. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЧЕРТЫ ПРИ НАСЕКОМЫХ К ПОЛЁТУ.
наличие кральевНаличие хорошо развитой системы дыхалецобтекаемая форма телаБоьшая площадь крыла по отношению к телу7. СРАВНИТЕ ФУНКЦИИ ГЕМОЛИНФЫ РЕЧНОГО РАКА И МАЙСКОГО ЖУКА (ИЛИ ЧЁРНОГО ТАРАКАНА).
Гемолимфа рака голубая, так как пигмент крови гемоциан содержит медь, выполняет дыхательную функцию. Гемолимфа таракана не выполняет дыхательной функции.