Уважно прочитайте твердження. Визначте, які з них правильні та неправильні. У бланку відповідей вкажіть + чи – навпроти порядкового номера твердження. ( ів) 1. Вітамін D утворюється під дією ультрафіолетового випромінювання в шкірі і запобігає розвитку цинги. 2. Дефіцит вітаміну А в організмі призводить до порушення зору. 3. Основним запасним вуглеводом організму людини є глюкагон, що переважно відкладається у клітинах печінки. 4. Потраплянню їжі в дихальні шляхи перешкоджає надгортанний хрящ. 5. Емульгування жирів під дією жовчі відбувається в печінці. 6. Під час всмоктування поживних речовин у тонкому кишечнику людини до кровоносних капілярів ворсинок потрапляють білки. 7. Лізоцим, що входить до складу слини, сприяє загоєнню ран у ротовій порожнині. 8. У ротовій порожнині людини відбувається первинне ферментування вуглеводів. 9. Пепсин – фермент шлункового соку, який бере участь у травленні білків. 10. У дванадцятипалій кишці людини для поліпшення травлення змінюється pH середовища зі слабо лужного на кисле. 11. Хлоридна кислота, що входить до складу шлункового соку, знезаражує їжу та активує ферменти. 12. Під час всмоктування поживних речовин у тонкому кишечнику людини до лімфатичних капілярів ворсинок потрапляють жири. 13. Наявність великої кількості ворсинок у тонкому кишечнику сприяє збільшенню площі всмоктувальної поверхні, тому поживні речовини засвоюються швидше та у великій кількості. 14. Деякі бактерії, що живуть у товстому кишечнику людини здатні синтезувати незамінні амінокислоти та вітамін K. 15. Ботулізм – смертельна хвороба, яку спричиняють токсини бактерії Клостридіум. Домашні консерви можуть стати причиною ураження людини ботулізмом. 16. Панкреатит і холецистит – це хвороби, що характеризуються запальними процесами в шлунку та дванадцятипалій кишці.
Обмен веществ - это совокупность протекающих в живых организмах многочисленных химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие и процессы жизнедеятельности. Питание - это поддержание жизни и здоровья человека с пищи, для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности, здоровья и работо Насле́дственность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.
Изменчивость (биологии организмов приобретать признаки, отсутствующие у предшествующих форм родителей.
• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
• умение применять полученные знания при работе с микроскопом, терминами
Предметные:
• соблюдение правил работы с микроскопом;
• формирование понятия о строении клетки и ее частей.
Личностные:
• формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения
• воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии;
•уметь реализовывать теоретические познания на практике.
Регулятивные УУД:
• Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
• умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные УУД:
• умение работать индивидуально;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль
выполнять практические упражнения;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
• определение цели своего обучения;
• устанавливание причинно-следственных связей строения организмов и единства их происхождения
анализировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую:
читать текст, выполнять задания , отвечать на вопросы.
Основные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы
Оборудование: Световой микроскоп, цифровой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука
Мотивация к изучению материала
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
Здравствуйте. А что я такого сказала? Да вроде ничего не сказала, от чего же так радостно стало? А от того что я вам здоровья пожелала.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, ученые всегда интересовал микромир, т.е мир маленьких объектов.
Еще древнегреческие и древнеримские ученые - естествоиспытатели задумывались о мельчайшем строении живых организмов. Догадались, о чем на уроке пойдет речь? Если еще нет. То послушайте стихотворение:
Загляните на часок
В нашу клетку – теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Так какова же тема сегодняшнего урока?
Что мы должны сделать сегодня на уроке?
Из чего состоят все живые организмы?
Слушают. Выполняют задания учителя, наблюдают, строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии.
Актуализация опорных знаний и умений
Объяснение: