Хромосомы. Указать, что хромосомы состоят из ДНК, которая окружена белками двух типов: гистоновыми (основными) и негистоновыми (кислыми) . Отметить, что хромосомы могут находиться в двух структурно-функциональных состояниях : спирализованном и деспирализованном. Знать, какое из этих двух состояний хромосомы является рабочим и что это означает. Указать, в какой период жизни клетки хромосомы спирализованы и хорошо видны под микроскопом. Знать строение хромосомы, виды хромосом, которые различаются по месту расположения первичной перетяжки.
Организмы большинства живых существ имеют клеточное строение. В процессе эволюции органического мира в качестве элементарной системы, в которой возможно проявление всех закономерностей живого, была отобрана клетка. Организмы, имеющие клеточное строение, делятся на доядерные, не имеющие типичного ядра (или прокариоты) , в обладающие типичным ядром (или эукариоты) . Указать, какие организмы относятся к прокариотам, какие к эукариотам.
Все многообразие органического мира делится на две резко отличные группы - неклеточные и клеточные формы жизни. К неклеточным относятся вирусы - самые мелкие из живых существ и видимые только под электронным микроскопом. Подчеркнуть, что вирусы не проявляют признаков жизни вне других организмов и являются внутриклеточными паразитами. Указать, что вирусы бывают ДНК-содержащие и РНК-содержащие. Раскрыть эти понятия. Знать строение вируса, раскрыть механизмы размножения вирусов. Отразить медицинское значение вирусов.
Для понимания организации биологической системы необходимо знать молекулярный состав клетки. По содержанию элементы, входящие в состав клетки, делятся на три группы: макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы. Привести примеры элементов, входящих в состав каждой группы, охарактеризовать роль основных неорганических составляющих в жизнедеятельности клетки. Химические компоненты живого делятся на неорганические (вода, минеральные соли) и органические (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты) . За небольшим исключением (кость и эмаль зубов) вода является преобладающим компонентом клеток. Знать свойства воды, в каких формах вода находится в клетке, охарактеризовать биологическое значение воды. По содержанию из органических веществ в клетке первое место занимают белки. Охарактеризовать состав белков, пространственную организацию белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры) , роль белков в организме. Углеводы делятся на 3 класса: моносахариды, дисахариды и полисахариды. Знать химический состав и критерии классификации углеводов. Привести примеры важнейших представителей класса и охарактеризовать их роль в жизнедеятельности клетки. Наибольшим химическим разнообразием характеризуются липиды. Термин "липиды" объединяет жиры и жироподобные вещества - липоиды. Жиры - это сложные эфиры жирных кислот и какого-либо спирта. Знать химический состав липидов и липоидов. Подчеркнуть основные функции: трофическую, энергетическую, а также другие функции, которые необходимо охарактеризовать. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, используется для работы в клетках не сразу, а сначала запасается в форме высокоэнергетического промежуточного соединения - аденозинтрифосфата (АТФ) . Знать химический состав АТФ. Раскрыть, что представляет собой соединения АМФ и АДФ. Раскрыть понятие "макроэргическая связь". Указать, при каких процессах образуется АДФ и АМФ, и каким образом происходит образование АТФ, какова энергетическая ценность этих процессов. Привести примеры физиологических процессов, требующих больших затрат энергии.
Выделительная система паукообразных: Такая выделительная система называется мальпигиевые сосуды - это трубки, которые впадают в кишечник.Вместе с непереваренными остатками пищи токсичные вещества выходят из них в задней части брюшка. Иногда бывают коксальные железы - это мешочки, от которых отходят каналы. Выделительная система ракообразных: У ракообразных есть почки (по-другому зелёные железы), расположенные в передней части головогруди. Они состоят из мешочка,где собирается жидкость; лабиринта,где происходит фильтрация; мочевого пузыря, где копится моча; и канальца, который соединяет мочевой пузырь и лабиринт; Выделительная система насекомых: Тут те же мальпигиевые сосуды, но у некоторых есть жировое тело, клетки которого умеют так же накапливать токсичные вещества на протяжении всей жизни. Вторая система выгодна, т.к. насекомые долго не живут и некоторые из них считают, что проще накапливать в себе токсичные вещества, а не тратить энергию на выделение, в таком случае в-ва не отравляют насекомое, а просто в нём находятся.
Организмы большинства живых существ имеют клеточное строение. В процессе эволюции органического мира в качестве элементарной системы, в которой возможно проявление всех закономерностей живого, была отобрана клетка. Организмы, имеющие клеточное строение, делятся на доядерные, не имеющие типичного ядра (или прокариоты) , в обладающие типичным ядром (или эукариоты) . Указать, какие организмы относятся к прокариотам, какие к эукариотам.
Все многообразие органического мира делится на две резко отличные группы - неклеточные и клеточные формы жизни. К неклеточным относятся вирусы - самые мелкие из живых существ и видимые только под электронным микроскопом. Подчеркнуть, что вирусы не проявляют признаков жизни вне других организмов и являются внутриклеточными паразитами. Указать, что вирусы бывают ДНК-содержащие и РНК-содержащие. Раскрыть эти понятия. Знать строение вируса, раскрыть механизмы размножения вирусов. Отразить медицинское значение вирусов.
Для понимания организации биологической системы необходимо знать молекулярный состав клетки. По содержанию элементы, входящие в состав клетки, делятся на три группы: макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы. Привести примеры элементов, входящих в состав каждой группы, охарактеризовать роль основных неорганических составляющих в жизнедеятельности клетки. Химические компоненты живого делятся на неорганические (вода, минеральные соли) и органические (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты) . За небольшим исключением (кость и эмаль зубов) вода является преобладающим компонентом клеток. Знать свойства воды, в каких формах вода находится в клетке, охарактеризовать биологическое значение воды. По содержанию из органических веществ в клетке первое место занимают белки. Охарактеризовать состав белков, пространственную организацию белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры) , роль белков в организме. Углеводы делятся на 3 класса: моносахариды, дисахариды и полисахариды. Знать химический состав и критерии классификации углеводов. Привести примеры важнейших представителей класса и охарактеризовать их роль в жизнедеятельности клетки. Наибольшим химическим разнообразием характеризуются липиды. Термин "липиды" объединяет жиры и жироподобные вещества - липоиды. Жиры - это сложные эфиры жирных кислот и какого-либо спирта. Знать химический состав липидов и липоидов. Подчеркнуть основные функции: трофическую, энергетическую, а также другие функции, которые необходимо охарактеризовать. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, используется для работы в клетках не сразу, а сначала запасается в форме высокоэнергетического промежуточного соединения - аденозинтрифосфата (АТФ) . Знать химический состав АТФ. Раскрыть, что представляет собой соединения АМФ и АДФ. Раскрыть понятие "макроэргическая связь". Указать, при каких процессах образуется АДФ и АМФ, и каким образом происходит образование АТФ, какова энергетическая ценность этих процессов. Привести примеры физиологических процессов, требующих больших затрат энергии.
Такая выделительная система называется мальпигиевые сосуды - это трубки, которые впадают в кишечник.Вместе с непереваренными остатками пищи токсичные вещества выходят из них в задней части брюшка.
Иногда бывают коксальные железы - это мешочки, от которых отходят каналы.
Выделительная система ракообразных:
У ракообразных есть почки (по-другому зелёные железы), расположенные в передней части головогруди. Они состоят из мешочка,где собирается жидкость;
лабиринта,где происходит фильтрация;
мочевого пузыря, где копится моча;
и канальца, который соединяет мочевой пузырь и лабиринт;
Выделительная система насекомых:
Тут те же мальпигиевые сосуды, но у некоторых есть жировое тело, клетки которого умеют так же накапливать токсичные вещества на протяжении всей жизни. Вторая система выгодна, т.к. насекомые долго не живут и некоторые из них считают, что проще накапливать в себе токсичные вещества, а не тратить энергию на выделение, в таком случае в-ва не отравляют насекомое, а просто в нём находятся.