Популярная медицина Том 03/N 1/2004 ЖЕНСКИЙ ВОПРОС БИЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА: РОЛЬ ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ Светлана Владимировна Юренева Старший научный сотрудник отделения гинекологической эндокринологии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, к. м. н. Половые гормоны оказывают многостороннее воздействие на организм человека на протяжении всей его жизни. Мужские половые гормоны (андрогены) и женские половые гормоны (эстрогены и прогестерон) образуются и у женщин, и у мужчин, но в разных соотношениях. Их, как уже было сказано, многостороннее влияние простирается от формирования половых отличий до определения отличий в поведении: мужчины и женщины думают, чувствуют, ощущают окружающий мир и взаимодействуют с ним по-разному. Зная об этом, женщинам не следует ожидать и тем более требовать, чтобы мужчина выражал свои чувства и реагировал на какие-то внешние обстоятельства “по- женски”. И мужчины, со своей стороны, должны снисходительно относиться к колебаниям настроения женщины в определенные дни месяца, поскольку ее организм функционирует по своим “циклическим” законам.
Начинается день с прихода детей утром в специальный дом - училище. Ученик, вошедший в училище, уже положил свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонился и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.
Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"
Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:
Малии в вас и велицыи все равны, Не потесняй ближнего твоего И не называй прозвищем товарища своего...
Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения, книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место.
1/2004 ЖЕНСКИЙ ВОПРОС
БИЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ЖЕНСКОГО
ОРГАНИЗМА: РОЛЬ ПОЛОВЫХ
ГОРМОНОВ
Светлана Владимировна Юренева
Старший научный сотрудник
отделения гинекологической
эндокринологии Научного центра
акушерства, гинекологии и
перинатологии РАМН, к. м. н.
Половые гормоны оказывают
многостороннее воздействие на
организм человека на протяжении
всей его жизни. Мужские половые
гормоны (андрогены) и женские
половые гормоны (эстрогены и
прогестерон) образуются и у
женщин, и у мужчин, но в разных
соотношениях. Их, как уже было
сказано, многостороннее влияние
простирается от формирования
половых отличий до определения
отличий в поведении: мужчины и
женщины думают, чувствуют,
ощущают окружающий мир и
взаимодействуют с ним по-разному.
Зная об этом, женщинам не следует
ожидать и тем более требовать,
чтобы мужчина выражал свои
чувства и реагировал на какие-то
внешние обстоятельства “по-
женски”. И мужчины, со своей
стороны, должны снисходительно
относиться к колебаниям
настроения женщины в
определенные дни месяца,
поскольку ее организм
функционирует по своим
“циклическим” законам.
Начинается день с прихода детей утром в специальный дом - училище. Ученик, вошедший в училище, уже положил свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонился и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.
Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"
Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:
Малии в вас и велицыи все равны,Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего...
Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения, книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место.