В2. Выберите 3 правильных „по вашему мнению ответа ,из би запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие особенности характерны для соматической нервной системы
1)управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой
2) подчиняется волевому контролю
3) не подчиняется воле человека
4)регулируется гипоталамусом
5)центром её является кора больших полушарий головного мозга
б)регулирует работу поперечнополосатой мышечной ткани скелетных мышц
ответ:
Б
A
B
Г
д
E
В3. Установите соответствие между подотделами нервной системы и их функциями
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов
Функции
подотделы
1. симпатический
A. активизируется в экстремальных условиях
Б. снижает артериальное давление
2. парасимпатический
B. повышает тонус скелетных мышц
Г. увеличивается содержание сахара в крови
Д. активизируется работа органов пищеварения
E. расширяются кожные сосуды
життя людини тісно пов’язане з навколишньою природою. цей зв’язок існує з часу виникнення людини. життя на землі стало б неможливим, якби не було безперервного процесу фотосинтезу, що відбувається в зелених рослинах. рослинність- основний стабілізатор вуглецево-кисневого повітряного басейну. щорічно атмосфери внаслідок фотосинтетичної діяльності зелені рослини засвоюють 160— 170 млрд т вуглекислого газу і виділяють близько 460 млрд т кисню. будучи най- гільш важливим компонентом живої природи, рослини забезпечують нормальний біологічний кругообіг речовин у біосфері, збагачують повітря киснем і накопичують органічні речовини, необхідні для життя людини і тварин.
макоська сидел на подоконнике. папа ушел на работу, сестра таня — в школу, а мама — в магазин. а в садике сегодня — санитарный день. на макоську можно положиться: он — большой, и через год пойдет в школу. даже читать уже умеет! на коленях его лежал танин учебник по «окружающему миру». наверно, это самый интересный учебник в школе, — здесь о том, кто и как живет в мире вокруг нас! например, о том, кто живет под землей.
почва в разрезе
на страничке пошевелилась буква «м»:
— ! — весело сказала она. макоська вытаращил глаза:
— ты чего шевелишься? !
— так, просто. одному, наверно, скучновато читать учебник, даже если он интересный. давай читать вместе! как тебя зовут?
— м-макоська. то есть, санька. макоськой меня зовут дома.
— ласково как! я не встречала раньше такого имени.
— бабушка говорит, что в древности была такая богиня — макошь. она всем мамам, бабушкам и детям. и детей поэтому звали макоськами.
— мне нравится. а меня как зовут ты уже знаешь. звук — «м», а буква — «эм». зови меня эмка, — и буква поклонилась в реверансе. — как тебе учебник?
— нравится, только иногда слова непонятные.
— давай я тебе ! где ты остановился?
кто живет под землей?
— я знаю! мы с бабушкой на огороде видели дождевых червей!
наш
— они делают в почве ходы, чтобы почва дышала!
— правильно. но кроме них в почве — целый мир!
— но почва же плотная, как в ней жить?
— а давай станем совсем маленькими и заглянем в почву изнутри. раз, два, три, — смотри!
— вот это да! целые лабиринты! как город!
почва под электронным микроскопом
— да! под электронным микроскопом один маленький комочек почвы как ваша девятиэтажка!
со своими коридорами, комнатами, лестничными пролетами! дождевые черви здесь — гиганты, они прокладывают улицы! а потом по ним идут корни растений.
— смотри, озеро!
— это обычная капля воды. если поднести к ней игольное ушко, то получится вот так.
жизнь в капле воды
представляешь, какое это озеро малюсенькое? а сколько в ней жизни! ученые выяснили, что в почве большинство организмов — такие же, как обитают в воде.
— наверно, поэтому мы поливаем почву, чтобы озера не пересыхали?
— да. но ведь в природе ее никто не поливает! вода заходит сюда сама, вместе с воздухом, по подземным .
— с дождем?
— не только. в воздухе всегда есть вода, малюсенькие капельки. они задерживаются на частичках почвы — столько, сколько нужно для жизни подземного мира. не понял? ты вот сегодня из холодильника бутылочку с йогуртом достал. она на столе постояла и стала мокрой. было такое?
— да.
— бутылка — холодная, воздух — теплый. капельки воды из воздуха прилипли к холодной бутылке (конденсировались), к ним — другие. и так до крупных капелек. также происходит в прохладной почве, когда в нее заходит теплый воздух.
— понятно. ой, кто это! ? колокольчики на длинных ножках шевелятся!
коловратки
— это коловратки, микро-животные. здесь в озере столько всего водится! смотри! а вон за углом пробежал почвенный клещик!
— он — хороший или плохой?
— он ест инфузорий. но ведь, если их размножится слишком много, будет непорядок! он следит, чтобы всех было понемногу. и всем хватало еды.
— а что любят обитатели почвы?
— все — разное. одни — воздух, они селятся поближе к поверхности почвы. другим воздух — как яд, они забираются поглубже. одни растению убрать ослабленный корешок, а другие следят, чтобы первые ели только больные корешки и не трогали здоровые.
— а что это за желтоватые трубы?
— корни растений. а те беленькие, что потоньше, — нити грибов.
корень + гриб = микориза
смотри, они иногда соединяются! грибы дружат с растениями. растения умеют делать сахар, это происходит высоко над землей, в листьях, на солнышке. подземные жители любят сахар, но никто внизу делать его не может, — солнца нет. зато под землей жители умеют хорошо готовить то, чем питаются растения. и тогда было придумано обмениваться: растения грибам и микробам — сахар, а взамен — питательный почвенный раствор. всем хорошо!
— здорово! как в дружной семье! я тоже осенью собирать бабушке яблоки, а она взамен кормила меня пирогом с яблоками! как здесь хорошо!
— так бывает не всегда. бывает, случается катастрофа. например, почвенные этажи кто-то сломает огромной лопатой. тогда почвенные этажи перемешиваются. одни — за- дыхаются без воздуха, другие наоборот — умирают от отравления кислородом.
— страшно, эмочка! и озера тогда высохнут, инфузорий и коловраток не будет! а кто же кормить растения будет?
— растениям приходится тогда есть самим. только у них в одиночку это хуже получается. а от плохого питания они могут заболеть в любой момент. тем более, что на место друзей в почву приходят недруги. эти микробы и грибы выносливые и злые, как пираты. они не растениям, а наоборот, могут убить здоровые корни. люди называют их болезнями и травят .