Вариант 4.
1. назовите тип биотических отношений, который чаще всего прояв-
ляется в природе при взаимодействии следующих организмов: муха
ктырь — комнатная муха, человек — кровососущий комар, грызун пес-
чанка — саксаульная сойка, лось — белка, ель — гусеница сибирского
шелкопряда, волк — ворон, гриб-трутовик — береза, карась — карп, ко-
рова — жук-навозник, сойка – рыжий муравей.
2. из предложенного списка составьте пары организмов, между кото-
рыми в природе могут образовываться трофические связи (названия
организмов можно использовать только один раз).
лось, ель, волк, тля, береза повислая, заяц, майский жук, речной окунь,
амеба, водоросли, осина бородавчатая, гусеница сибирского шелко-
пряда.
3. для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за
который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.
пары организмов: ландыш — сосна, волк — лисица, канюк — сова-
неясыть, шмель — пчела, барсук – лисица.
ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плот-
ва, ионы калия, мелкие грызуны.
4. охотoвeды установили, что весной на площади 20 км* таежного леса
обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют
постоянных пар). ежегодно одна самка в среднем приносит 3 детены-
шей. средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец
года составляет 10%. определите показатель рождаемости за год.
5. постройте весеннюю возрастную пирамиду популяции грачей, если
исходная численность составила 10 000 особей, из них 60% родилось в году, 20% - в поза году, 15% - трехлетние птицы,
3% - четырехлетние, 2% - старше четырех лет. при построении пира-
миды на оси абсцисс откладывают численность той или иной возраст-
ной группы, а на оси ординат — возрастные группы.